Все это,
без сомнения,
занимательно,
но все это надо
прочесть...
В. Соллогуб.

Род Александровых
Приглашаем на экскурсию
в старый город
Слободской -
история в веках.
  На берегах Вятки. Н.Васенёв.Киров.1954г.
По страницам "Вятской незабудки" из книги Н.Васенева. "На берегах Вятки"

  "Хотел Слободской щегольнуть по части освещения, но   и тут не удалось ему отличиться.  Зажиточные домовладельцы согласились поставить около своих домов фонари и зажигать в них керосиновые лампы. -На первое время улицы   действительно   осветились,  но, какие-то   «злонамеренные» люди начали таскать не только лампы, но и фонари, хозяева поспешили убрать их, и  город снова погрузился в непроницаемую тьму,

...Вообще же это город тихий и деловитый, с весьма мало развитой общественной жизнью, с патриархальными нравами и без всяких претензий на шик, щегольство и роскошь. Поэтому отдельные лица, как бы ни была обширна их торговля и значительны капиталы, мало выдаются над общим уровнем, напротив, все сливается в один сероватый тон, все поглощены или добыванием куска насущного хлеба, или стремлением к наживе издавна установившимися способами.

...Каждый дом значительных размеров — это своего рода неприступная крепость, по наружному виду несколько похожая на благоустроенные тюрьмы. И внутри этих палат творится столько дикого, страшного, чудовищного.

...А каково здесь так называемое общество, интеллигенция, соль земли! Вот они сошлись в клубе   на танцевальный вечер или маскарад; сначала все идет довольно чинно, хотя и вяло, сонно, безжизненно, дамы и кавалеры движутся точно тараканы, посыпанные персидской ромашкой. Но, благодаря частым  посещениям  буфета, мужчины начинают понемногу   оживляться,  и,  прежде всего, лезут в ссору с кем нибудь, сводят старые счеты, выражают желание отомстить лицу, когда-то оскорбившему их    бранью, а не то схватиться  и врукопашную. Смотришь, купец Пашкин уже честит городового   врача «подлецом»,  учитель   обозвал  лесничего  «невежей», а молодежь уже и стулья  употребила  вместо холодного оружия, крики, шум, пьяный говор. В буфете положительно давка и впереди всех 18-летний купчик, угощающий шампанским    единственного  представителя   здесь военного сословия — полковника Форселя. А в гостиной мирно спит на диване ветеринарный врач  Закржевский, который почти каждый вечер является сюда  выпить и уснуть.

...И странное дело кого бы ни забросила судьба в Слободской из чиновников или врачей, всякий очень скоро поддается общему настроению, и до того сливается с местными жителями, что утрачивает даже воспоминания об иной среде, иных нравах».

Но была в городе и другая жизнь — тяжелая жизнь ремесленников, кустарей, рабочих. Отсюда, из рабочей среды, выходили замечательные люди, отдававшие свою жизнь на благо народа.

Сейчас Слободской-крупный промышленный и культурный город. Давно уже здесь кипит другая жизнь, вершенно отличная от той, какая описана в незабудке».

  Написать письмо


Город Слободской на страницах  "Вятской незабудки"

А. А. Марков (г. Киров)

   В Кировской областной научной библиотеке им. А. И. Герцена хранятся три выпуска редкой книги - "Вятской незабудки",1  составленные и изданные в 1877-1878 гг. известным книгоиздателем и публицистом Ф. Ф. Павленковым (1839-1900). В основу сборника легли сатирические статьи, корреспонденции и очерки из г. Вятки и уездов Вятской губернии, как публиковавшиеся ранее в центральной печати, так и новые, написанные специально для этого издания.
      "Незабудка" полна такого боевого духа и энергии, что и сейчас эти сборники вызывают чувство гордости за смелость Павленкова и его товарищей. В десятках острых сатирических статей и очерков "Незабудка" рассказывала о неприглядных сторонах вятской действительности, смело называла лихоимцев, головотяпов и самодуров", - писал о "Вятской незабудке" историк вятской культуры Е. Д. Петряев.2) ''Особенно много статей в сборнике поступило из Вятки, Сарапула и Слободского. Всего из г.Слободского и Слободского уезда опубликовано 16 статей. Ценность этого материала в том, что он позволяет взглянуть на повседневную жизнь города, его быт, нравы, внешний облик глазами очевидца. В статьях очень много зарисовок с натуры. Вот как описывает город автор статьи "Общий очерк Слободского за 1876 г.": "С внешней стороны Слободской не представляет никаких особенностей: город как город...То же обилие деревянных построек, те же немощеные улицы, тот же весенний и осенний разлив навоза на торговых площадях, заставляющих базарную промышленность не только процветать, но и благоухать, как и везде, или по крайней мере в большинстве наших уездных центров...Одна из особенностей Слободского - это обилие торговых заведений, кроме двух громадных гостиных дворов, множество лавок устроено еще в частных домах, особенно на Глазовской улице - нашем Невском проспекте, так что в городе и его слободе Демьянке существует до 170 больших магазинов и лавок, не говоря уже о мелочных лавочках, которые встречаются чуть ли не на каждом перекрестке...Вообще же - это город тихий и деловитый, с весьма мало развитой общественной жизнью, с патриархальными нравами и без всяких претензий на них"3).
    Много внимания в "Незабудке" уделено проблемам, волновавшим жителей города и уезда: санитарное состояние и благоустройство города, освещение улиц, образование жителей, борьба с пьянством и даже такие, казалось, современные проблемы, как экология: "На городскую Думу и до сих пор слышатся сетования за то, что она продала на сруб лес, окружающий город, хотя это было уже около четырех лет тому назад. Вследствие того не только город лишился своего лучшего украшения, но и жители ближайших деревень начали испытывать недостаток в воде, так как после вырубки леса находившиеся в нем ключи сильно обмелели".4)
   Разумеется, главная тема сборника - критика различных учреждении и должностных лиц. Надо отметить, что критике подверглись не только старые, но новые учреждения: земство, всеобщая воинская повинность, новые судебные  учреждения и т. д. Немало критических слов раздавалось на страницах "Незабудки' и в адрес городской Думы. Ей посвящена, например, статья "Кому у нас  жить хорошо?", где автор пишет о городской Думе. "Они втихомолку обделыевают свои делишки, взимают налоги, расходуют их как вздумается, поскольку строят что-нибудь "хозяйственным способом" и живут себе припеваючи.  Доставлние гражданам каких бы то ни было удобств считается возможным лишь в том  случае, если зто не будет стоить городу ни копейки..."5
    Критика новых учреждений значительно отличается от критики прежних. В первую очередь, тем, что в ней сквозит боль за столь нужные для России начинания, которые могли бы изменить жизнь к лучшему, но благодаря тому, что во главе их оказались люди, даже не плохие, а просто равнодушные, они медленно превращались в еще одну  холодную бюрократическую машину. За эйфорией надежд на лучшие времена, которые должны были наступить вслед за реформами, пришло разочарование.
   "Кому приходилось бывать на земских собраниях в Слободском хотя бы только  за последние 6-7 лет, тот не мог не заметить значительной перемены к худшему в отношении гласных к земским делам. Прежде на этих собраниях можно было иногда услышать и дельный, обстоятельно составленный доклад, и горячее слово в защиту своего взгляда, и живое сочувствие к интересам населения и, наконец, увидеть основательное знакомство стой или иной другой отраслью  земского хозяйства. Но мало-помалу все это изменилось: гласные начали относиться к своим обязанностям холодно, бузучастно, как чиновники; рутина поглотила земское дело окончательно и в 1876 году, например, все, начиная с докладов и кончая прениями, носило на себе печать самой безнадежной формальности".6
    "Вообще бедность в людях, достойных занимать выборные должности, здесь так велика, что избиратели бывают поставлены в большое затруднение, кому отдать преимущество".7
     Большое внимание уделено и положению простого народа. Тема эта присутствует практически во всех статьях и очерках сборника. О чем бы ни шла речь: о городской санитарии, земских начинаниях, народном образовании, заседаниях окружного суда - в них звучит мысль о тяжелом положении народа  "...наши вятские крестьяне вряд ли даже считают ссылку в Сибирь строгим наказанием. Они боятся тюрьмы, острога, арестантских рот; на ссылку же, особенно в "места, не столь отдаленные", многие из них смотрят как на благодеяние, как на лучшее средство избавиться от скудного надела неплодородной земли, дающей все более и более плохие урожаи, да от безысходной бeдности, гнетущей их на родине. Поэтому резолюция суда - сослать в Сибирь - встречается подсудимыми из крестьян нередко даже с радостью".8
  "Вятская незабудка" оставляет неизгладимое впечатление даже сейчас, 120 лет спустя после ее выхода, читается с огромным интересом и не только потому, что многое из того, о чем писали авторы, остается актуальным до сих пор. Ф. Ф. Павленкову и его единомышленникам удалось создать не только актуальное публицистическое издание, но и прекрасное по своим художественным свойствам.  Ё. Д. Петряев в свое время предлагал переиздать "Вятскую незабудку" с тем, чтобы она стала доступна для читателя, и не только специалиста, но и самой широкой читательской аудитории. К большому сожалению, это не было осуществлено до сих пор. И желающий почитать жемчужину провинциальной публицистики может найти ее сегодня только в библиотеке им. А. И. Герцена.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Вятская незабудка: Памятная книжка Вятской губернии на 1877 год. - СПб., 1877. - 384 с. (Далее Вятская незабудка. Вып. 1,).
 2. Вятская незабудка: Памятная книжка Вятской губернии на 1877 год. - 2-е изд. - СПб., 1877. - 390 с. (Далее Вятская незабудка. Вып. II).
3. Вятская незабудка: Памятная книжка Вятской губернии на 1878 год. - СПб., 1877. - 520 с. (Далее Вятская незабудка. Вып. III).

Назад


| Главная | Встречи | Новости  |  Гостиная  |  Читальный зал  | Архив  | Авторы 
| Ссылки  |

© Copyright  2005. Все права защищены. г.Слободской,Кировская область. Библиотека им А.Грина.    
 


Слободские купцы  

 

Самовары  Поповых 


Знаменитые ученые 


Неизвестный план города
г.Слободской в 1856г.

с графом Н.П. Румянцевым

Волковскому храму – 230 лет

Часы слободских мастеров



 Из книги Н.Васенева. "На берегах Вятки"
  В Слободском жил молодой столяр Николай Ефимов. О нем я узнал случайно. С одним из слободских старожилов я стоял однажды на крайней улице города, на высоком берегу Вятки и любовался далями.  Вот тогда мой спутник показал на один из  маленьких домиков и сказал, что лет 45 тому назад в нем жил Николай Ефимов, и тут же рассказал мне его историю.
Это был скромный белокурый юноша, получивший от своего отца в наследство столярное ремесло. Учился Николай немного, но рано пристрастился к чтению.Он вел знакомство с рабочей молодежью из промышленной слободы Демьянки. Часто молодежь собиралась у него дома. Полиции вскоре стало известно, что эти сходки носят революционный характер  и  что тихий  белокурый  парень является опасным для самодержавия человеком. Установили слежку за этим  маленьким домиком.  И  однажды вечером, когда у Ефимова собралась "молодежь» полиция стала окружать дом. Но прежде чем полиции удалось это сделать, люди выскочили из домика и бросились в лодки, приготовленные заранее. Всем  удалось  оттолкнуться  от берега и уплыть в темноту, кроме Николая. Он задержался на берегу, отвязывая лодки, и попался в руки полиции. В домике был сделан обыск, но он ни к чему не привел, а на допросах Ефимов ничего не сказал. Его допрашивали и истязали в течение недели, но так и не могли ничего добиться, он не назвал ни одного из своих товарищей. Тогда в одно летнее утро Ефимова вывели за город и расстреляли,
С тех пор прошло много лет. Мать" Николая умерла. В домике поселились другие жильцы. И вот однажды, во время ремонта, мастера нашли под полом крепко закупоренную жестяную банку и достали оттуда типографский шрифт, пачку революционных листовок и полуистлевшее красное знамя, на котором еще можно было прочесть слова «Долой самодержавие»!

 

 
Сайт управляется системой uCoz