Все это,
без сомнения,
занимательно,
но все это надо
прочесть...
В. Соллогуб.

Слободской -
история в веках.
 
 
 
 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Написать письмо


Слободскую уроженку почитают на Дальнем Востоке

К биографии игуменьи Павлы (Трегубовой)

А.В.Маркелов, журналист. (г.Киров)

    
    Цель данного сообщения – рассказать о вятской уроженке игумении Павле (Трегубовой), светлую память которой почитают на Дальнем Востоке.
За основу сообщения взят материал научного сотрудника центра по изучению русской эмиграции в странах АТР Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук Г.Прозорова. Вятским любителям старины, историкам предстоит более подробно изучить жизнь иг.Павлы (Трегубовой)..
Матушка Павла, в миру Параскева Николаевна Трегубова, родилась в 1830 году в деревне Трегубово Слободского  уезда Вятской  губернии. Ее родители- Николай Алексеевич и Марфа Исидоровна Трегубовы держали кузнечно-слесарную мастерскую и мукомольную. В 1854 году Параскева, поступила в Христово-Рождественский Слободской женский монастырь. Следует отметить, что это было время, когда в обители настоятельницей была иг.Пульхерея (Сазонова). Два с лишним десятилетия (1850 – 1873 гг.) ее управления можно, без сомнения, назвать одним из периодов духовного расцвета обители.
14 октября 1865 года Параскева Трегубова была пострижена в рясофор с наречением ей имени Парфении, а  23 апреля 1866 года она была пострижена в мантию под именем Павлы.
    Из 30 лет жизни в Слободском монастыре, матушка Павла 20 лет исполняла следующее послушание – ходила за сбором добровольных пожертвований в пользу монастыря. Большую часть времени она была в Петербурге и в Москве. Матушке приходилось терпеть голод и холод, и насмешки неверующих людей, и т.п. За время многолетних странствий мат.Павла нажила себе катар желудка, который в течение 35 лет подтачивал ее и без того незавидное здоровье.
Как пишет Г.Прозорова, матушка Павла одной из первых российских монахинь-сборщиц проникла в Сибирь за сбором. В 1880 году архиепископ Вениамин стал убеждать матушку Павлу строить в Забайкальской области женский монастырь.    
      После долгих раздумий и колебаний матушка, наконец, согласилась, и в 1884 году прибыла в Иркутск, чтобы приступить к строительству монастыря в Чите. Уезжая в Сибирь, матушка взяла собой из Слободского монастыря в качестве помощницы монахиню Марию. Матушка Мария до самой смерти не покинула матушку Павлу и была во всех начинаниях ее деятельной помощницей.
Вскоре, благодаря неустанным трудам и неутомимой энергии матушки монастырь был устроен.
     Устраивая Читинской монастырь, матушка Павла претерпела немало лишений и невзгод. Матушка Павла стала первой игуменьей  монастыря.
Но вот 23 июня 1899 года матушка оставила Читу. Энергичная 69-летняя игуменья со своей верной помощницей  матушкой Марией и еще с 15-ю сестрами-послушницами отправилась на Дальний Восток строить новую обитель. Докладывая об этом Святейшему Правительствующему Синоду Владыка Евсевий писал: "Учреждение в Южно-Уссурийском крае женской общины, которая впоследствии могла быть переименована в женский монастырь, необходима потому, что население края, состоящее в большинстве своем из переселенцев Европейской России, привыкло на месте своего первоначального жительства искать религиозное утешение в иноческих обителях.. <…> Поставленный правильно женский монастырь будет иметь доброе влияние на все население края, не исключая корейское, служа для него училищем веры и благочестия, но и некоторых знаний, пригодных для лучшего устроения жизни, особенно для разумного ведения хозяйства".
     Мысль о создании женской духовной обители на территории Приморья горячо поддержал бывший тогда генерал-губернатором Николай Иванович Гродеков, оказывая ей свое высокое покровительство и содействие, разрешил использование леса из казенных дач, а также лично пожертвовал обители 100 рублей.
     Благодаря деятельным хлопотам матушки Павлы уже к началу 1900 года были заготовлены стройматериалы, 16 февраля того же года отслужен молебен и водружен крест.
К весне был выстроен барак в лесу, где и разместились сестры. 20 мая 1900 года была совершена закладка во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Одновременно была начата постройка на пожертвованные средства двух жилых домов. Нелегко было созидать обитель: сестры сами на себе возили воду, по горам собирали валежник для дров и на себе таскали его домой,  ночью сами караулили монастырь.
     16 января 1901 года новый храм был освящен. С открытием храма сюда потекли богомольцы - жители города Никольск-Уссурийского, ближних и дальних деревень Уссурийского края, из Манчжурии, Хабаровска, Владивостока. С увеличением числа посетителей возникла нужда в постройке странноприимницы. Вскоре она была построена.
    Количество насельниц монастыря непрерывно росло, причем в числе новоприбывших были и вдовые женщины с малолетними девочками, которых приходилось брать на воспитание, а так же девочки-сироты в возрасте от 6 и более лет. Их начали приучать к клиросному послушанию, но так как они не умели ни читать, ни писать, то матушка игуменья открыла при монастыре для живущих так девочек, а также для ребятишек соседних деревень школу.
Затем матушка на уступленном городом для монастырского подворья участке выстроила еще одно здание - для женской церковно-приходской школы. Выстроенная в 1903 году школа на 50 человек была рассчитана на городских девочек.
     Невозможная теснота помещений при увеличении числа сестер печалила игуменью, 21 мая 1902 года было начато строительство нового корпуса. В июне 1903 года стараниями матушки и сестер корпус был построен. Дом, в котором раньше жила игумения и несколько сестер, был обращен в рукодельную мастерскую, где насельницы занимались вышивкой на полотне и по бархату нитками и золотом, шитьем священных облачений, одежды для ношения и белья; сами шили для себя обувь. Остальные сестры занимались скотоводством, огородничеством, ухаживали за пчелами, за птицей, трудились на скотном дворе, на кухне.
     Повседневная трудовая жизнь в обители в 3 часа 30 минут. Тотчас следовало утреннее правило, совершаемое сестрами без священника; потом следовала трапеза; по принятии пищи все расходились каждая на свое послушание; потом вновь собирались в 12 часов на трапезу; потом - опять труд и молитва; в 16 часов пили чай; в 19 - ужинали. За трапезой обыкновенно, как положено Уставом, читались жития святых, разные наставления и поучения в монашеской жизни. Читали сестры поочередно. После ужина начиналось вечернее правило.
    24 октября 1903 года стараниями матушки настоятельницы Владыка Евсевий мог уже освящать домовую церковь при настоятельском корпусе во имя Образа Нерукотворного Спаса. В том же 1903 году заботами настоятельницы была выстроена деревянная красивой архитектуры часовня в честь св. Пророка Илии; для местного священника выстроили, взамен прежнего тесного и недостаточного для семейного человека, дом со всеми удобствами; появились новые монастырские надворные постройки; кирпичный птичник, навес для экипажей, ледник, амбар, конюшня и пр.
    В самом же городе Никольск-Уссурийском при активном содействии матушки было выстроено при монастырском подворье каменное здание для размещения женской церковно-приходской школы с интернатом. В 1908 году здесь обучалось 38 девочек, из которых 11 человек помещались в общежитии, причем, две крещеные китаянки. Все учащиеся содержались и обучались на средства монастыря. До самой своей кончины матушка оставалась попечительницей школы.
    Трудясь над устройством монастыря, матушка Павла часто недомогала и последние 2 -3 года стала болеть все чаще и чаще. Но с терпением и кротостью переносила матушка игумения жестокие боли, вызываемые страшной болезнью - раком желудка. 7 февраля 1909 года она окончательно слегла в постель, с которой уже более не встала.
     Во время болезни настоятельница соборовалась и до 15 раз исповедовалась и приобщалась Святых Тайн. Чувствуя приближение смерти, она просила окружавших ее одр сестер читать акафисты.
1 марта в 11 часов 40 минут 12 ударов колокола возвестили о смерти матушки игумении. Она скончалась во время чтения акафиста Архангелу Михаилу. Последние слова умиравшей были обращены к читавшей акафист сестре: "читай, читай".
     В воскресенье состоялось монашеское погребение матушки Павлы. Божественную литургию и чин погребения совершал специально приехавший архиепископ Евсевий. Проводить матушку в последний путь прибыло очень много людей, благоговейно почитавших ее.
Во время гражданской войны и гонений на Православную Церковь Рождество-Богородицкий монастырь разделил судьбу большинства российских монастырей. В 1920-е годы, после закрытия монастыря, его имущество было национализировано, территорию и помещения заняла воинская часть. Место захоронения иг.Павлы было утеряно.
    Спустя более 80 лет оно было обретено, благодаря поисковым работам Приморского отделения Братства православных следопытов. По найденным архивным фотографиям и материалам следопыты провели земляные раскопки и обнаружили остатки фундамента разрушенного монастырского храма, а недалеко от его алтарной части - погребальный склеп. Часовня над склепом была уничтожена, само же погребение игумении оказалось сокрытой землей, оставаясь неизвестным.
     28 июня 2003 года архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, находясь в Уссурийском женском монастыре, совершил панихиду на месте погребения первой строительницы обители. По окончании панихиды над захоронением водружен православный крест в память об игумении Павле.
В слободских храмах есть замечательный обычай – поминать службах местных православных подвижников благочестия. Было бы справедливо, если синодик пополнится именем игумении Павлы (Трегубовой).
 
БИБЛИОГРАФИЯ
Прозорова Г. Слово о святой подвижнице Павле (http://ortodox.fegi.ru/ep2_1b5.htm).
А игуменство напророчил батюшка Серафим… // Живые иконы (Святые и подвижники Вятской земли). Авторы-составители Гомаюнов С., свящ.; Маркелов А. Киров, 1999.
10-летний юбилей возрождения Южно-Уссурийской женской обители // Сайт информационного агентства «Русская линия» (http://www.rusk.ru/svod.php?date=2003-09-18).
Воздвигнут крест на месте захоронения основательницы первого женского монастыря на Дальнем Востоке // Сайт информационного агентства «Русская линия» (http://www.rusk.ru/svod.php?date=2003-07-01).

Назад


| Главная | Встречи | Новости  |  Гостиная  |  Читальный зал  | Архив  | Авторы 
| Ссылки  |

© Copyright  2005. Все права защищены. г.Слободской,Кировская область. Библиотека им А.Грина.  
 


Приглашаем на экскурсию
в старый город

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Сайт управляется системой uCoz