Все это,
без сомнения,
занимательно,
но все это надо
прочесть...
В. Соллогуб.
| Главная | Встречи | Новости  |  Гостиная  |  Читальный зал  | Архив  | Авторы  | Ссылки  |

 

Деятельность школьных библиотек в условиях модернизации образования.
 
 Мокерова Н.Г., методист по библиотечным фондам школьных учебников городского  управления образования
 
           Приятно отметить, что в юбилейный  для города слободского год работает конференция, которая поднимает вопросы деятельности библиотек.
       Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана с обновлением научно-методической и материальной базы воспитания и обучения. На это направлена и Федеральная программа развития образования. Важнейшая роль в реализации этой программы, бесспорно, отводится школьной библиотеке как структурному подразделению образовательного учреждения, которое призвано способствовать созданию оптимальных условий для решения образовательных и воспитательных задач школы путем реализации информационной. Культурной и образовательной функций. Библиотеки вносят значительный вклад в формирование духовной культуры подрастающего поколения, призваны быть учебно-методическими центрами образования.
        Однако у школьных библиотек города такие же проблемы, как и по всей России: крайне малое финансирование, слабая техническая оснащённость, часто- сложные условия труда и низкая заработная плата. Сегодня в городе функционирует 9 библиотек образовательных учреждений, которые обслуживают 5 тыс. читателей, объем книжных фондов составляет 210 тыс. экземпляров, из них 110 тыс. – учебники. В библиотеках работает 12 сотрудников, 62% из них имеют стаж работы в ШБ от 15 до 20 лет, а заведующая библиотекой коррекционной школы-интерната Порошина Э.А. нынче отмечает 25-летие своей профессиональной деятельности.
          Главными задачами своей деятельности школьные библиотеки Слободского видят следующие:
*приобщение детей к систематическому чтению;
*предоставление доступа к информации и активное внедрение новых информационных технологий;
*обеспечение учебниками и учебными пособиями.
           За текущий учебный год школьные библиотеки провели 233 массовых мероприятия, тематика которых в большинстве своём была напрямую связана с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне и предстоящим юбилеем города. Особо нужно отметить конкурс творческих работ читателей «Юные слобожане размышляют о войне», проведенный совместно с Центральной детской библиотекой им.1 Мая и сельскими школьными библиотеками. Информация о конкурсе и положение о нем были опубликованы в профессиональной газете «Библиотека в школе» №5 за 2005 год. В школьном этапе конкурса приняли участие около 600учащихся городских и сельских школ, стали лауреатами 7 городских и 16 сельских ребят. По итогам конкурса издан сборник творческих работ учащихся. 5 мая 2005 года проведен фестиваль, на котором состоялись выступления и награждение активных участников конкурса.   С целью активизации интереса детей к художественной и учебной литературе в течение учебного года в школьных библиотеках было оформлено 733 книжных выставки  военно-патриотической, духовно-нравственной, экологической и другой тематики, 322 урока информационной культуры. Несомненной  удачей я считаю литературно-краеведческую работу библиотекарей гимназии Владимировой Л.Н. и Корзюковой О.А.  Благодаря их трудам в этом году библиотека гимназии стала лауреатом Всероссийской премии им.Н.А. Заболотского. Школьные библиотеки ценят доброе отношение к ним членов Кировской  областной писательской организации. Ставшие традиционными Дни Вятской литературы в школьных библиотеках нынче отмечали свой 10-летний юбилей. 15, 16 и 17 марта состоялось 29 встреч с кировскими писателями и поэтами, на которых присутствовало около 700 учащихся.
         Директора наших школ проявляют инициативу в преодолении трудностей, изыскивая возможности пополнения фондов литературы и учебников, привлекая внебюджетные, в том  числе родительские средства, и средства субвенций. В 2004 году школьные библиотеки пополнились 8550  учебниками на общую сумму 502, 5 тыс.рублей, что составляет 1,5 учебника  на 1 ученика в городе (много лет этот показатель не превышал 0,8 учебника на 1 человека).
        Благодаря финансовой поддержке Главы города Кощеева В.М. стабильно из квартала в квартал образовательные учреждения имеют возможность пополнять фонды библиотек детскими периодическими изданиями, что очень важно в условиях, когда семьи вынуждены отказаться от домашней подписки для своих чад.
         В ходе реализации Федеральной программы компьютеризации библиотек основных и  средних школ в образовательные учреждения города в 2004-2005 учебном году была осуществлена поставка компьютерного оборудования «Автоматизированное рабочее место  школьного библиотекаря» в количестве 19 комплектов, медиатек в количестве 50 CD в каждую библиотеку, школьной версии библиотечной программы «МАРК». К сожалению, непосредственно до школьных библиотек на сегодня дошло всего лишь 7 комплектов компьютерной техники (по 1 на библиотеку), что дало возможность начать работу по автоматизации внутрибиблиотечных процессов.
         Школьные библиотеки работают в контакте с культурно-просветительными учреждениями нашего города и областного центра,  являются активными участниками мероприятий, проводимых ими. Лицо школьных библиотек нашего города представлено на уровне профессиональной российской прессы. Рассказ о состоянии школьных библиотек города и их взаимодействии с Центральной детской  библиотекой им.1 Мая, городская целевая программа «Учебная книга 2001-2005 гг.», опыт работы по организации и проведению конкурсов творческих работ читателей и конкурсов профессионального мастерства работников школьных  библиотек опубликованы в газете «Библиотека в школе» № 9 и № 18 за 2003 год, №3 и №5 за 2005 год. Сценарий библиотечного мероприятия заведующей библиотекой ООШ №1 Свешниковой И.В. опубликован в методическом журнале «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки».
           Мы, библиотечные работники образовательных учреждений, осознав требования времени и понимая необходимость передвижения своего места в центр учебно-воспитательного процесса, остро ощущаем несоответствие действующей регламентирующей документации происходящим изменениям и игнорирование специфики нашей деятельности со стороны руководства разного уровня. Но хотим мы этого или не хотим, процесс модернизации школьных библиотек пошёл. Сегодня можно сказать  высокими словами – новая миссия школьных библиотек. Миссия эта заключается в создании образовательной среды, где библиотечными и педагогическими средствами должно формироваться информационное мировоззрение современного школьника как гражданина нынешнего и грядущего времени.         

Назад

Сайт управляется системой uCoz