В середине XVIII
в. в младенческом селе Синеглинье (ныне с.Синегорье Нагорского района)
Слободского уезда Вятской губернии родился будущий поэт и переводчик, друг
А.В. Суворова Ермил Иванович Костров. В метрической книге с.Синеглинья за
1755г. есть запись «6 января у дьячка Ивана Кострова сын Ермил». Сын бедного
дьячка рос, как и все крестьянские дети, посильно помогая в хозяйстве.
Вероятно, уже в 8 лет Ермил Костров поступил в Вятскую духовную семинарию. Так
так Костров рано осиротел, то он содержался в семинарии за казенный счет и в
дальнейшем мог рассчитывать только на свои силы. Восемь лет проучился в
семинарии Ермил Костров, а после продолжил образование сначала в Московской
славяно-греко-латинской академии, поступить в которую ему помогли земляки
архимандрит Иоанн Черепанов и префект академии А.Н. Серебренников, а затем в
1776 году переходит в Московский университет.
Поэтические способности Кострова были замечены в университете. Так, уже в 1778
году он читал свою оду на рождение великого князя Александра Павловича. В
университете Костров с огромным увлечением занимается греческой и римской
литературой, знакомится с переводами и сам переводит греческих и римских
авторов.
С
Московским университетом Костров был связан до конца своих дней: после
окончания в 1779 г. он получил степень бакалавра, был официальным
университетским поэтом-одописцем. Костров добивался штатного места
преподавателя, так как ему хотелось обучать молодых людей поэзии, но все
попытки его были тщетны.
Жил Костров бедствуя, не
имея своего угла, хотя ему покровительствовали И.И. Шувалов, М.М. Херасков,
Ф.Г. Карин, но они не могли или не хотели изменить положение поэта.
Современники
высоко ценили творчество Е.И. Кострова. Уже после университета он начал свою
переводческую деятельность. Костров перевел роман Апулея «Золотой осел»,
повесть «Зенотемис» и поэму «Эльвирь» француза Арно де Бакюлара, поэму
Вольтера «Тактика» (1779).
За три года службы официальным поэтом Костров написал полтора десятка
стихотворений и од, адресованных различным высоким особам. Ранние оды Кострова
отражали уже закат этого жанра. Он следовал за Ломоносовым и в форме, и в
стиле, украшал оды сложной образностью языка, метафорами, обильно использовал
старославянизмы. В дальнейшем на одическое творчество Кострова оказали
влияние стихи Сумарокова и Хераскова. Вслед за Державиным Костров воспевает
победы России и славного полководца А.В. Суворова, которому посвящает
несколько торжественных стихов:
Суворов, громом ты
крылатым облечен
И молний тысящью разящих
ополчен,
Всегда являешься во
блеске новой славы…
В последний
период жизни Ермил Иванович в своих оригинальных стихах стремится выработать
легкий, гладкий слог и стих, характерный для раннего сентиментализма.
Появляются эти стихи в журналах, например, в альманахе Карамзина «Аониды».
Творческая палитра Кострова многогранна: в ней прослеживаются традиции
Ломоносова, и стиль Державина, и зарождение сентиментализма и даже
предромантизм.
Суровая
жизнь, нищета, работа, которая не могла прокормить, вынудили Кострова искать
утешение в вине. Он умер 9 декабря 1796 года, похоронен в Москве на
Лазаревском кладбище.
В
последствии А.С. Пушкин, который восхищался творческим подвигом Е.И. Кострова,
скажет о последних днях его: