Все это,
без сомнения,
занимательно,
но все это надо
прочесть...
В. Соллогуб.

Приглашаем
на экскурсию
в старый город
 
 

Слободской - история в веках.   Хроника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Написать письмо


  •    Давным-давно помещение закрытой советскими властями церкви было передано местному краеведческому музею. А где-то в средине 70-х хранилища музея слегка потеснили, и один из церковных подвалов передали под склад районной киносети. Однако сводчатые стены подвала были слишком низкими, а потому решено было на полметра углубить земляной пол. Работы проводил мастер по ремонту киноаппаратов В.Колегов, лопата которого наткнулась на что-то твердое. В итоге любопытный мастер на полуметровой глубине раскопал около 12 черепов, в том числе детских, и множество останков костей, беспорядочно наваленных друг на друга. А также вещи, в том числе бумажные купюры образца 1918 года. Такой факт в народе было не таить.
    К Месту происшествия прибыли  милицейские и КГБешные чины, представители местныхорганов власти «официальные лица». Сегодня можно представить ту идеологическую обстановку, которая нагнеталась в стране в 1977 году.  Поэтому порешили просто - очевидное представить невероятным. Копнув еще несколько раз, «обнаружили» в земле двухкопеечную монету 1825 года и несколько предметов  из обихода того же времени. И в головах коммунистических идеологов сошел воистину иезуитский  плаh.
    Вот что написала районная газета «Ленинский путь» 23 июня 1977 года: «Глухое помещение со сводчатым потолком. Оно было, видимо, сделано или для хранения ценностей, или для изолирования  неугодных церкви людей». Чем же но дети «не угодили» церкви, и далее: «Что это за трупы? Семейный склеп, жертвы  церковников или что-то другое? ...На семейный склеп помещение не похоже, нет остатков гробов. Все это дает основания предполагать, считают судебно-медицинский эксперт, работник прокуратуры и директор музея, присутствовавшие при раскопках, что эти люди скорее всего стали жертвами священнослужителей (! - Е.П.) Благовещенской церкви».
       Правда, у автора той статьи, местного историка и журналиста С.Лалетина совесть все-таки была, поэтому он, понимая, что выдвинутая парторганами версия - это стопроцентная ахинея, все-таки в конце приписал: «Хотя это суждение и убедительно, но оно является не окончательным. Полная разгадка этой темы еще не найдена. Раскрыть тайну - задача краеведов н местных историков».
        Кстати, судмедэксперт Киселев тогда же признал, что останкам «более 100 лет». В общем, намёк понял. Но поступить по-другому он в ту пору вряд ли бы смог, чтобы не оказаться выкинутым на улицу с «волчьим билетом» в кармане... Да и остальные очевидцы и участники событий, которые проживают сегодня в Слободском, похоже. были  достаточно запуганы «органами». Иначе чем объяснить тот факт, что заранее предупрежденные местными краеведами о нашем визите в город, они категорически отказались от встречи: кто-то просто «исчез», кто-то напился до изумления. Ведь подписка о неразглашении срока не имеет... Тот же фактор, кстати, имел место при нашем расследовании массовых убийств голодом и холодом пленных «сталинградских» немцев под тем же Слободским.  Древние старушки признавались, что боятся об этом рассказывать, так как еще пол­века назад давали подписку.
     
    Ч то же на самом деле могло произойти в подвале Благовещенской церкви? Оттолкнемся oт главной улики -денежных купюр 18 года, о находке которых стыдливо умолчала газета «Ленинский путь». Для этого представим обстановку в Вятской губернии в конце 1918 -начале 1919 года. В ту пору Слободской, пожалуй, единственный" раз за свою почти пятивековую историю оказался прифронтовым городом. Колчак наступал на восток, взяв Пермь. Белые отряды проникали на север губернии. В Слободском располагался штаб азинской армии. Город, ставший «укрепрайоном», находился на военном положении. Чтобы пресечь контрреволюционные выступления и сочувствие населения к белым в тылу, большевики - исторический факт - брали в заложники всех мало-мальски известных  в городе людей. Естественно, с семьями. В уездном центре, не имевшем тюрем, церковные звуконепроницаемые подвалы с массивными дверями были идеальным местом для их содержания и дальнейшей казни.
    Кроме того, по свидетельству местного краеведа Николая Чуракова. старожилы рассказывали, что упомянутый подвал не был в городе единственным застенком. За Благовещенской церковью, ближе к реке, сохранились стены еще одной. Сретенской церкви. Там было два подвала, один под другим, которые имели выход в овраг. В 18-м. а потом и в тридцатые годы, людей там расстреливали и засыпали землей в овраге. Да и в подвалах сегодняшней художественной школы, где располагался штаб армии большевиков, сохранились вмурованные в стены кольца, на которых распинали арестованных, и следы пуль и крови под побелкой.
    Сколько же всего ни в чем не повинных мирных людей, в том числе женщин и детей, было расстреляно и погибло в тихом уездном городе при большевистской власти, подсчитать сегодня невозможно.
        Таким образом, осквернив убийством православные храмы, коммунисты пытались «перевести стрелку» на самих церковников. Можно только представить, как в семидесятых после подобного идеологического акта смотрели в Слободском на проходящего священника. Да и количество прихожан могло резко сократиться...
        Через несколько месяцев после начала красного террора в одну из ночей к берегу Вятки под городом Слободским прибило волнами простреленный пулями пароход. Когда представители власти поднялись на борт, то увидели ужасающую картину: вся палуба была завалена трупами красно­армейцев большевистского продотряда, отправленных в верховья реки отбирать зерно у крестьян. Двое из них, командир Худяев и красноармеец Субботин, были похоронены в братской могиле у Благовещенской церкви, буквально в десяти метрах от того самого подвала. Что тут еще можно сказать? Ведь по большому счету все они - и в подвале,-и в братской могиле - стали жертвами событий, которые начались в Петрограде осенней ночью 17 года. 25 октября по старому стилю...
              Евгений Пятунин
    P.S. С праведливости ради следует напомнить, что в том же 1918 голу большевиками был расстрелян протоиерей упомянутой нами Преображенской церкви (собора) отец Алексей Лопатин. Резолюция в деле была такова: «Т.Лотошников. Арестованного попа Лопатина, которого конвой передает вам вместе с этим письмом, нужно расстрелять и хорошенько закопать у вас же в тюрьме. В.Горин. 25.08.1918 г.».
    Назад
    | Главная | Встречи | Новости  |  Гостиная  |  Читальный зал  | Архив  | Авторы | Ссылки  |

    © Copyright  2005. Все права защищены. г.Слободской,Кировская область. Библиотека им А.Грина.    


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     
    Сайт управляется системой uCoz