Все это,
без сомнения,
занимательно,
но все это надо
прочесть...
В. Соллогуб.

   

 

 

 

 

 

 
 
 
 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

  Написать письмо

Слободской - ссыльный город  
В.Д. Сергеев (г. Киров) 

Вятская губерния наряду с Вологодской, Архангельской и Олонецкой была постоянным местом политической ссылки участников общественного и революционно-демократического движения.
   Примечательной чертой общественного движения 1860-х годов стали студенческие выс­тупления. В герценовском "Колоколе" сообщалось о высылке студентов "в разные города губер­ний Вятской, Вологодской, Олонецкой". В этом отношении Слободской ничем не уступал другим уездным городам губернии. В 1860 г. сюда попал участник Харьковско-Киевского тайного обще­ства Владимир Ивков . Он служил в Слободском уездном управлении. Годом спустя после высылки Ивкова в город был водворен студент Петербургского университета Александр Френкель "за неисполнение предписаний начальства" , В 1866 г. через Слободской провезли и водворили в Кирсинском заводе участника польского восстания 1863 г., а впоследствии известнейшего в Вятской губернии "адвоката для бедных" Оскара Авейде.
Своеобразной категорией ссыльных являлись участники крестьянского движения. К 1869 г. в губернии насчитывалось более шестидесяти крестьян, попавших в ссылку за отказ платить оброк и отбывать барщину до перехода на выкуп, за преднамеренную порчу помещичьего имущества, за самовольный передел земли. Причины высылки мотивировались "безнравственностью поведения", "возмущением спокойствия", но иногда указывалась и конкретная причина: "за неприятие уставной грамоты", "за превратное толкование временной обязанности", "за отказ выплатить выкуп", "за под­стрекательство однодеревенцев своих к отправлению установленных повинностей в пользу поме­щика" , Среди подстрекателей оказывались крестьяне, высланные из Казанской, Симбирской, Са­марской, Саратовской губерний, и из более отдаленных - Ковенской, Ставропольской.

Особое внимание привлекают два крестьянина из села Бездна Казанской губернии. Оба высланы без срока за подстрекательство к неповиновению крестьян. Один из бездненцев, Алек­сандр Бехтев, попавший в Слободской, не получал от казны ничего, второй - Петр Чегодаев, водво­ренный в Слободской уезд, имел арестантскую дачу. Имя Бехтева прослеживается в бездненских событиях. В "Списке раненых и умерших от ран крестьян Казанской губернии Спасского уезда с 15 апреля по 3 мая 1861 года" значится раненым крестьянин Александр Леонтьевич Бехтев. Это и есть будущий вятский ссыльный. Указанный в том же списке крестьянин К.Ф. Чегодаев, получив­ший при расстреле опасные ранения и через неделю умерший, скорее всего родственник Петра Чегодаева .

   13 октября 1866 г. жандармы произвели обыск в доме слободского купца Ивана Прокопьеви-ча Ворожцова. Поводом стало посещение им почти год назад в Лондоне Н.П. Огарева (повидать А.И. Герцена купцу не удалось). Ворожцов привез из Англии печатный станок и шрифт, необходи­мые, как он пояснял, для изготовления этикеток к спичкам. "Синие мундиры" нашли письмо Огарева, в котором тот сообщал, что почувствовал в Ворожцове "растущую силу практического направле­ния". Вряд ли слобожанин преследовал какие-либо "крамольные" намерения, желая встретиться с лондонскими эмигрантами, но тем не менее он попал под полицейский надзор "по подозрению в сношениях с проживающими за границей изгнанниками Огаревым, Герценом и Утиным".
      Кроме письма Огарева, жандармы обнаружили у Ивана Ворожцова письмо его младшего брата, студента Казанского университета, в котором содержался подробный рассказ об усмире­нии крестьян генерал-майором графом Апраксиным 12 апреля 1861 года в селе Бездна Спасско­го уезда Казанской губернии. Действия Апраксина Василий Ворожцов, по словам производивших обыск, изобразил "насмешливо и укорительно"; "К вам, я думаю, уже дошли слухи о бунте в Спас­ском уезде с неделю назад. Дело было так: в деревне Бездна появился какой-то мужик - пророк (речь шла об Антоне Петрове - B.C.), проповедовавший свободу полную мужикам, те и поверили, отказались от работ и начали собираться в огромном количестве (до восьми тысяч человек). Граф Апраксин (царский чиновник по крестьянскому делу) отправился туда с войсками. Сначала, конечно, уговаривал мужиков, а затем начал их стрелять, и кончилась история тем, что около шес­тидесяти человек убито, шесть и более потонуло, до ста ранено... Хорошее дело, победа полная, и что замечательно, со стороны храброго нашего воинства не было урона. Вот что значит хороший начальник. Грустно!... Вчера почти все студенты отправились на кладбище и служили панихиду об убиенных. Щапов говорил речь, и сегодня делается подписка (публично) студентами для вспомо­ществования семействам убитых и раненых..." . Вместе с письмом Василий прислал фотографическую карточку историка-демократа А.П. Щапова, читавшего лекции в Казанском университете, и список его речи, произнесенной на панихиде. При дознании Иван Ворожцов заявил, что перепи­сывал речь из-за неразборчивого почерка брата и многим ее показывал. Содержание речи он будто бы не стал скрывать потому, что "в Казань ездит много слобожан, и все демонстрации Казанского университета в Слободском бывают известны, то и эта речь была известна..."Преподаватель Вятской гимназии М,И. Шемановский, сокурсник Н.А. Добролюбова по Глав­ному педагогическому институту в Петербурге, тоже знал о трагических событиях, произошедших в Бездне, Сведения о казанских делах вятский учитель мог получать от своего брата Семена, студента Казанского университета. Расправа над участниками волнений, расстрел крестьянского вожака Антона Петрова вызвали протест демократической интеллигенции.

"С 1870 г. - вспоминал ветеран народнического движения Н.А. Чарушин - начинают появ­ляться ссыльные... непосредственные участники начавшегося в России революционного движе­ния или соприкасавшиеся с ними. Немного их было в первые годы, но с ростом революционного движения росло и их число".

В Слободском тогда находился студент Киевского университета Павел Пугинюк, который перевел на украинский язык пропагандистскую "Сказку о четырех братьях". На его квартире соби­рались и другие ссыльные.

Жизнь ссыльных нередко была исполнена суровых испытаний и горьких лишений. В боль­шинстве своем они, будучи людьми небогатыми, а часто и вовсе бедными, терпели неустроенность и самую настоящую нищету. Судьба многих складывалась печально и походила на участь героя стихотворения, которое послал товарищу неизвестный ссыльный из Котельнича в 1875 году:

Под горькою сенью я подрастал. Смиренью, терпенью отец обучал. В бурсу свели. Учись, - наставляли... Лоз принесли - меня отодрали. Латынью душили, нелепостью разной, Шпионству учили, ябеде грязной. С бурсой простился и с силою новой, В борьбе очутился с жизнью суровой. С трудом учиться в Питер собрался, Но, надо ж случиться, в беду я попался. Сослали далеко на север холодный. Жить одиноко жизнью негодной. Жизнь негодная могла поломать судьбы ссыльных. Находившиеся под полицейским надзо­ром в уездных городах получали от казны по 25 коп. в сутки и 20 коп. на квартиру в месяц. (В Вятке на квартиру давали больше, по 50 коп. в месяц). Особенно страдали ссыльные, обремененные семьями, если не приходила помощь от родных. Происходили трагедии - ссыльные, сломленные нищетой и безвыходностью положения, решались на самоубийство.

Тревожную тему положения ссыльных поднимала в 1877 г. "Вятская незабудка" в публика­ции "Общий очерк Слободского за 1876 г.": "Говоря о Слободском, необходимо указать на одну его особенность - это ссыльный город, как и вообще все города Вятской губернии. Вообще тяжелое положение ссыльных заслуживает особого внимания... В Слободском застрелился 27-летний поляк из Вильно Грабовецкий... он предпочел мгновенную смерть медленному и мучительному умиранию". После смерти Грабовецкого в его убогой каморке обнаружили... четыре копейки. Ссыльный поляк обучал математике нескольких слободских девушек, кроме того знакомил их с русской литературой. Исправник же относился к Грабовецкому "высокомерно".

    Но существовала и другая категория ссыльных. Один из них, "прославившийся в столице шулерством и разными мошенничествами", собирал у себя на "карточных вечерах" "всю здешнюю знать". Вряд ли к этим ссыльным слободские власти относились "высокомерно". Не о таких ли личностях из местного "бомонда" поведал очерк "Слободские патриоты", помещенный в "Вятской незабудке" на 1878 год? О положении ссыльных извещала и нелегальная печать. В пятом номере "Листка Земли и воли" (1879, 8 июня) сообщалось: "В гор. Слободском, Вятской губернии, умер в апреле месяце от бронхита политич. ссыльный рабочий Васильев" . Ссылку как характерную особенность края от­мечал попечитель Казанского учебного округа П.Д. Шестаков, инспектировавший земское училище: "Город Вятка находится в исключительном положении в этом отношении, а далее прибавлял, что некоторые из ссыльных стремятся "действовать тлетворно на молодежь, вступают с ней в контакт, стараются обзавестись единомышленниками".

 О том же писал в 1870 г. вятский губерна­тор, замечая, что ссыльные могут "свободно беседовать с разными лицами по их выбору".10 А начальник Вятского губернского жандармского управления в 1879 г. констатировал: "Здесь они {ссыльные - B.C.) находят довольно единомышленников - лиц, обвинявшихся в преступной про­паганде, также в недоучившейся молодежи, служащих по земству... и посредством их распростра­няют свои политические и экономические воззрения".11 Из уездных городов Слободской не был исключением.

В "Общем очерке Слободского за 1876 г." отмечалось, что в городе "до 50 частично, поляков, возвращенных с каторги, частично русских, или так называемых административных ссыльных, или же сосланных по приговорам судов и сельских обществ. Лица последней категории составляют не менее бедствия для всех городов Вят. губ., а в том числе и для Слобод.; по своему прошлому это большей частию люди очень сомнительной нравственности..."'г

Слободской привлекал ссыльных, отбывавших срок в более отдаленных от Вятки уездных городов. Народник Дмитрий Франжоли просил перевести его из Нолинска в Слободской, где намеревался открыть кондитерскую, но получил отказ из опасения, что увлечет политикой молодых людей, которые там будут собираться.13

Некоторые ссыльные решались на побег. В июне 1878 года бежал из ссылки Василий Об-реимов. На его долю выпала настоящая ссыльная одиссея; в 1872-м выслан в Глазов, потом переведен в Слободской, в 1877-м в Вятку, через год в Нолинск, затем в село Даровское Котель-ничского уезда, откуда и совершил побег. В августе того же года из села Поломское Слободского уезда бежал Петр Объедов.

Следует отметить связи слобожан, близких к общественному движению, а также ссыльных с жившими в Вятке их единомышленниками. В 1865 г. слободской уездный исправник просматри­вал бумаги участника польского восстания 1863 г. Пржецишевского. В пакете с надписью "Со вложением нот из библиотеки Красовского" и обнаружил письмо Пржецишевскому от товарища, тоже бывшего повстанца Антония Залесского. Из письма следовало, что переписка ведется давно и систематически, но письма в руки жандармов не попадают. Исправник заявил: "Здесь важнее то, через кого приходили к нему эти письма". Помощью Красовского пользовался и книгоиздатель Ф.Ф. Павленков, которому уже после отбытия ссылки помогал переправлять письма земский слу­жащий из Слободского А.В. Пол у мордвине в, пользуясь возможностями земской почты.

Действительно, Слободской в пореформенные годы не без основания считался "ссыльным городом". Это определение применимо к нему было и в более поздний период.


Назад


| Главная | Встречи | Новости  |  Гостиная  |  Читальный зал  | Архив  | Авторы 
| Ссылки  |

© Copyright  2005. Все права защищены. г.Слободской,Кировская область. Библиотека им А.Грина.  
 


Приглашаем на экскурсию
в старый город
Слободской -
история в веках.

Слободские купцы  

 

Самовары  Поповых 


Знаменитые ученые 


Неизвестный план города
г.Слободской в 1856г.

с графом Н.П. Румянцевым

Волковскому храму –
230 лет

Часы слободских мастеров


 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Сайт управляется системой uCoz