Все это,
без сомнения,
занимательно,
но все это надо
прочесть...
В. Соллогуб.

Род Александровых

И.В. Александров

   

   
Торговый дом в Котельниче
 
Торговый дом в Казани
 

Торговый дом в Вятке

 

Дом Александровых в г.Слободском

 

 

 

 

  Написать письмо

 

Торговая  империя   И.В.Александрова

    Прикиньте на карте размер территории, которую охватывала торговля Александровых, прибавьте к ней десяток пароходов на реках Вятке, Каме и Волге, в буфетах и ресторанах которых служили люди или подавались напитки Александровых. Империей Александровых назвали бы в Америке эту территорию. Там бы их фамилия вошла в Историю, а у нас? А у нас еще сохраняется изустная молва, повторяются названия: "Александровская дача, парк, заводы Александрова", в которых угасает представление о даче, парке и продукции заводов. Между тем, даже в послевоенную пору, прислушиваясь к разговорам плотников или сплавщиков, улавливал я в них вздохи: «Пивка бы сейчас!» "Александровского, Михеич?" - подхватывал кто-нибудь из молодых, отстраняя топор и подсаживаясь к Михеичу для перекура, для разговора о том, каково было работать на хозяина. Сам Михеич мог и не знать, но истово берег в памяти то, что слышал о нем, все, что было связано с работой на хозяина. Несомненным было то, что люди помнили вкус прежних напитков, а водке и пиву слободского производства и позднее отдавали предпочтение даже и поезде, где-нибудь близ Хабаровска, при упоминании Вятки всегда находился кто-нибудь из знатоков, кто мог произнести похвальное слово продукции Александровских заводов города Слободского.

  Невероятно, но факт, что люди, перебирая в памяти пережитое, с ужасом обнаруживают постоянное снижение качества товаром, выбрасываемых в торговлю. И дело было не в том, что разруха и войны привели к падению всех качественных критериев, а в том, что государство, монополизировав торговлю и производство, закрыло глаза па возникающие проблемы качества.
    А вот потомственным почетным гражданам, купцам  первой гильдии Александровым, взявшимся за выпуск разного рода питий, закрывать глаза на их качество не дозволялось, ибо им приходилось строить свое благополучие не вопреки, а во имя благополучия своих покупателей. Господа Александровы сознавали, что, создавая производство продуктов, они напрямую ответственны за качество перед покупателем. Дать некачественный товар - значило потерять покупателя, уступить позиции конкуренту. Поэтому, строя завод, хозяин заранее закладывал в него качественные показатели и возможности их совершенствования в дальнейшем.

    Именно с таким расчетом реконструировали они откупленный у Смолина Соколовский винокуренный завод в 1862 году, а два года спустя пустили в действие и завод в Слободском.

   Обратим внимание на то, что Александровы не боялись ставить свои заводы на казалось бы самой неудобной бросовой земле над рекой, под косогором. Например, кирпичный корпус реконструированного завода в той же Соколовке врезался в крутояр столь смело, что казался влитым в берег, а ряжевая плотина, перекрывавшая реку, поражала воображение своей добротностью и высотой. Еще двадцать лет назад можно было привозить к плотине мужиков, учить их плотницкому делу, хотя основа ее уже разобрана - недостало ума новым хозяевам сохранить тот памятник народного зодчества.

   А поучиться было чему: умели вятские мужики строить красиво, споро, надежно. Умели не воевать с природой, а подстраиваться под нее, извлекая из бросового берегового участка, на котором другому хозяину и козы не прокормить, многотысячные выгоды. Заводской корпус был врезан в угор так, что насыпаемому с подвод в приемник зерну в дальнейшем не требовалась рука человека. Зерно само текло по лоткам, и поток его регулировался заслонками. Механизация самотека позволяла свести число рабочих до минимума. Завод скоро окупал затраты. Одиннадцать служащих во главе с винокуром и машинистом при сорока рабочих управлялись с заводским хозяйством.
     То же было и в Слободском. Пустив в действие винокуренный завод, Александровы взялись за обустройство водочного и строительство пивомедоваренного заводов. И сегодня представляется удивительным этот какой-то беспрерывный конвейер строительства, осуществлявшийся в темпе стремительного движения. Александровы двигались сами, и двигали дело силою двух-трех артелей каменщиков, плотников, землекопов да возчиков, на лошадках подвозивших песок, известь, кирпич. Кстати, кирпич Александровы производили сами, используя глиномешалку с конским приводом. Надо полагать, производство кирпича также требовало внимания и заботы.И сегодня, всматриваясь в фотографии, запечатлевшие заводы, оптовые склады и другие строения в хозяйстве Александровых, нельзя не поражаться размаху их дела, не задаваться вопросом: откуда они брали столько сил на решение проблем, конечно же, возникавших в ходе строительства?
     В эту же пору обустраивался Александровыми и водочный завод в Вятке. В центре города, близ Воскресенского собора, опять на своей земле, подстраивались к старым новые здания. Обслуживался завод 23 рабочими при двух мастерах. Наверное, надо сказать, что деятельность Александровых совпала с остановкой старейшего казенного Павловского винокуренного завода (в Роговой), построенного по личному пожеланию императрицы Екатерины II, проезжавшей по тем местам. Завод работал почти столетие и был достаточно знаменит. Вот как свидетельствовал о нем Никодим Казанский в своих записках, относящихся к 1835 году: "В ста или более верстах (от Вятки) есть казенный винный завод, который, конечно, по водке называется Водкинским, в котором по­жирается в один затор 300 кулей муки. Судите сами об огромности завода и о количестве потребляемого здесь хлеба". Наверное, нам надо поправить маститого автора, ибо 300 кулей в 1 затор - это какую посуду надо было иметь заводу? 300 пудов в сутки - вероятная цифра для завода того времени, учитывая, что слободской завод "пожирал" только 400 пудов в сутки. Но возвращаясь к судьбе Павловского завода, приходится констатировать, что и тогда бюрократическая система хозяйствования не выдерживала конкуренции с частными заводами. Между прочим часть оборудования из Роговой была перевезена на Александровские заводы. Самым сложным в эпопее перевоза была транспортировка парового котла. Сорок лошадей были впряжены в специальные сани и по заранее накатанной колее, под мерные удары колокола, задававшего ритм движению, тронулись с места и благополучно прошли трудные версты. Понятно, что большое дело требовало немалых рук, однако и желающих работать, жаждущих приработка людей было достаточно. На строительство стекался народ со всей округа и не только мужики, но и женщины охотно шли на поденку, ибо получить 20 копеек на калачи детям всем было лестно. В той же Соколовке при строительстве плотины людей было, как муравьев у муравейника. Однако каждый знал свое место, всяк был в связке с другими - организация работ велась опытной рукой. Да и время было выбрано очень удачно: мужики отсеялись и по доброй погоде плотничали в охотку. На миру, говорят, и смерть красна, а работа - когда мастерство и радение замечаются и поощряются, когда взыграл дух созидания в каждом из норовов и зазвучал азартным перестуком топоров и уханьем известной "дубинушки" - такая работа становилась праздником.
Продолжение

Назад


| Главная | Встречи | Новости  |  Гостиная  |  Читальный зал  | Архив  | Авторы 
| Ссылки  |

© Copyright  2005. Все права защищены. г.Слободской,Кировская область. Библиотека им А.Грина.  


Приглашаем на экскурсию
в старый город
Слободской -
история в веках.

Слободские купцы  

 

Самовары  Поповых 


Знаменитые ученые 


Неизвестный план города
г.Слободской в 1856г.

с графом Н.П. Румянцевым

Волковскому храму – 230 лет

Часы слободских мастеров


Оптовый склад Александрова
в г.Глазове
Для увеличения кликните фото

Используемая литература

Верность традициям. А.Рева. г.Киров.1998г.

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 
Продажа авто Фольксваген сколько стоит фольксваген амарок в Москве на сайте дилера.
Сайт управляется системой uCoz