-
«Серебряные булгары»
-
Известно, что «Серебряные булгары» являются русским переводом названия
предполагаемого племени «Нухратские булгары» («нукрат» в переводе с
арабского означает «серебро». Несмотря на то, что такое племя отсутствует в
восточных источниках, оно достаточно ясно фигурирует в русских летописях.
Именно с этими булгарами можно связать Нухратское городище, расположенное в
бассейне реки Ахтай левого притока Камы. Татарский историк-востоковед Ш.
Марджани назвал город «Нократ Болгары» («Нухратский Булгар» (2.)
- С энтонимом «нухрат» позднее был
связан гиброним «Нукрат суы», «Нукрат иделе» («река Нухрат»), так звучит и в
наше время в татарских печатных изданиях и разговорной речи название реки
Вятки.
- Этот энтоним носит локальная
группа татарского народа, проживающая в с. Карино Слободского района, в
бассейне р. Чепцы, на правобережной ее части, вблизи устья.
- Литературовед и эпиграфист Али-Рахим,
исследовавший надгробья
XIV
века и остатки городища в этом районе, связывал эти памятники и в целом
указанную группу татар именно с «нухратскими булгарами» (3), которые, судя
по всему, непосредственно за известными событиями, когда в 1236 г. Через
Волжскую Булгарию прошла вся манголо-татарская армия под командованием
Батыя, завоевав и разрушив ее города, в числе части булгар, уцелевших после
побоища, обратились к владимирскому великому князю Юрию Всеволодовичу с
просьбой дать им место для поселения. Юрий велел развести их по волжским и
другим городам (4). К сожалению, источники, в частности русские летописи, не
сообщают конкретных данных, по каким именно городам были размещены булгары и
сколько их было.
- Учитывая тот факт, что город «Нократ
Болгары» больше не восстанавливался после разрушения, а также устные
предания, передаваемые из поколения в поколение среди каринских татар, и
ряд эпиграфических объектов и памятников булгарской культовой архитектуры,
есть все основания полагать, что именно «нухратские булгары», предки
нынешних каринских татар, поселились во второй половине
XIII
века с разрешения великого князя в бассейне р.Чепцы, где проживали предки
современных удмуртов («ары») или племя ару, по описанию ал-Гарнати,
крупнейшего арабского путешественника, побывавшего в Волжской Булгарии в
1130, 1150-х годах, видевшего своими глазами не только булгар, но и людей
на севере, наиболее подробно и достоверно описавший их, чем его
предшественники (5). Последствием этого переселения явилось то, что удмурты
были вытеснены на северо-восток, вверх по течению р.Чепцы.
-
Касимов Гильман Гусманович, представитель известнейшей фамилии в с.Карино,
На основе данных архива Удмуртского института истории языка и литературы УрОРАН, Казанского института истории языка и литературы РАН. Центрального
государственного архива древних актов (ЦГАДА) – в настоящее время – РГАДА и
других источников, составил родословную чепецких татар, где указывает время
основания поселения Нукрат (Карино) -1250г. И называет булгарского князя –
первого правителя предков каринских татар – Карабай.
- Что касается Арских князей, наместников Карино,
то они появились значительно позднее, возможно в конце
XIV – начале XV века после восстановления
разрозненной Волжской Булгарии, входящей в состав Золотой Орды, когда рост
социальных и политических сил обусловил перенос столицы на новое место –
город Казань был построен в устье реки Казанки, в месте впадения ее в Волгу
– центральную реку Восточной Европы, имеющую экономическое и
стратегическое значение, что наиболее
вероятно как выполнение условий
договора, заключенного между вел. кн. Василием Я и ханом казанским Уду -
Мухаммедом 25 августа (?) 1445 года,
В.В.Похлебкин
так описывает эти события : Как известно, 7 июня 1445 г. у стен
Спасо - Нфнмьевского монастыря под
Суздалем на берегу р.Нерли состоялось сражение казанского войска
под руководством Махмуда, сына Улу - Мухаммеда. Русские войска
были разгромлены наголову, в плен
попали сам вел. кн. Василий
II
и его кузен кн.
Михаил
Верейский. Оба они были доставлены в Ставку Улу - Мухаммеда в Н.Новгороде,
захваченном в
апреле того же года, где согласились на все продиктованные им
татарами условия
мира. Последние были столь тяжелы и унизительны, что не были даже
опубликованы, и породили чрезвычайную панику в
Московском государстве.
- Одними из
условий, помимо огромной денежной суммы, были :
- а)
назначение в русские города казанских
чиновников дня сбора налогов и контроля за
получением контрибуции;
- б) разрешение
татарам на возведение в русских городах своих мечетей."
(Отголоски тех событий
находят своё подтверждение и г. Слободском. В „ Писцовой
книге г.Слободского
1629 года Доможирова среди посадских домов городской администрации того
времени упоминается : „ ...двор Карынскаго татарина Отюка
Кулышева Матфеека.
Кроме того, вне города была мечеть, разрушенная в
30 — х годах
прошлого
столетия, а также мусульманское кладбище,
разделившее участь мечети 20 лет
спустя.)
- Была восстановлена, выражаясь современным
языком, вертикаль власти. Было бы неразумным оставлять без внимания своих
соплеменников поселившихся в Вятском меховом «Клондайке», проживающих там
довольно значительное время, и, естественно, наладивших добычу и получение,
в результате обмена и торговли, мехов.
- В подтверждении законности проживания на Вятской
земле является тот факт, что в 1489 году, когда окончательно была завоевана
и присоединена Вятка к Московскому государству, в Москву, к великому князю
Ивану III были доставлены: «… и Татарские Князья,
то как они признали над собою власть В. Князя, и утвердили подданство свое
на всегда в России, то по сему и отпущены были на всегдашнее житье и обратно
на Вятку.» (6).
- В дальнейшем каринским князьям давались грамоты на
наместничество, оставляя за Государем право суда: «Грамоты даны Татарским
князьям на владение Земель, и на прочие права в них прописанныя одна 7054
(1546) Князьям Муресатовым, другая 7061 –го (1553) Князьям Девятьяровым,
третья 7064 (1556) годов Князьям Касимовым.» (7).
-
-
С.
Пленкин
-
- Примечания.
- 1. Греков Б.Д.
Калинин Н.Ф. Булгарское государство до монгольского завоевания. В кн.
Материалы по истории Татарии. Казань. 1948. вып.I.,
С. 107.
- 2. Мартджани
Ш. Мустафад ал-ахбар фи-ахвали Казан ва Булгар (на арабском языке). Казань.
1897г. Т.I.С.10.
- 3.
Али-Рахим Болгаро – татарские эпиграфические памятники в Вятском
крае МОРРПТ. Казань. 1930г. Вып. 4.
- 4.
Татищев В.Н. История Российская. М. Л. 1963, Т.
III. C.230.
- 5.
Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную
и Центральную Европу (1131 -1153 гг.) Публикации О.Г.Большакова. А.Л.
Монгайта. М., 1973Г.С.31,32,102,103.
- 6.
А. Вештомов История ВЯТЧАН с 1181 -1781г. //Известия общества археологии,
истории и энтографии. Т. XXIV, вып. 1-2. Казань
1908г. Стр.52-53.
- 7.Там
же стр. 66.