Слободскую уроженку почитают на Дальнем Востоке
К биографии игуменьи
Павлы (Трегубовой)
А.В.Маркелов, журналист. (г.Киров) |
-
-
Цель данного сообщения – рассказать о вятской уроженке игумении Павле (Трегубовой),
светлую память которой почитают на Дальнем Востоке.
- За
основу сообщения взят материал научного сотрудника центра по изучению
русской эмиграции в странах АТР Института истории, археологии и этнографии
народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии
наук Г.Прозорова. Вятским любителям старины, историкам предстоит более
подробно изучить жизнь иг.Павлы (Трегубовой)..
- Матушка
Павла, в миру Параскева Николаевна Трегубова, родилась в 1830 году в
деревне Трегубово Слободского уезда Вятской губернии. Ее родители-
Николай Алексеевич и Марфа Исидоровна Трегубовы держали кузнечно-слесарную
мастерскую и мукомольную. В 1854 году Параскева, поступила в
Христово-Рождественский Слободской женский монастырь. Следует отметить,
что это было время, когда в обители настоятельницей была иг.Пульхерея
(Сазонова). Два с лишним десятилетия (1850 – 1873 гг.) ее управления
можно, без сомнения, назвать одним из периодов духовного расцвета обители.
- 14
октября 1865 года Параскева Трегубова была пострижена в рясофор с
наречением ей имени Парфении, а 23 апреля 1866 года она была пострижена в
мантию под именем Павлы.
-
Из 30 лет жизни в Слободском монастыре, матушка Павла 20 лет исполняла
следующее послушание – ходила за сбором добровольных пожертвований в
пользу монастыря. Большую часть времени она была в Петербурге и в Москве.
Матушке приходилось терпеть голод и холод, и насмешки неверующих людей, и
т.п. За время многолетних странствий мат.Павла нажила себе катар желудка,
который в течение 35 лет подтачивал ее и без того незавидное здоровье.
- Как
пишет Г.Прозорова, матушка Павла одной из первых российских
монахинь-сборщиц проникла в Сибирь за сбором. В 1880 году архиепископ
Вениамин стал убеждать матушку Павлу строить в Забайкальской области
женский монастырь.
-
После
долгих раздумий и колебаний матушка, наконец, согласилась, и в 1884 году
прибыла в Иркутск, чтобы приступить к строительству монастыря в Чите.
Уезжая в Сибирь, матушка взяла собой из Слободского монастыря в качестве
помощницы монахиню Марию. Матушка Мария до самой смерти не покинула
матушку Павлу и была во всех начинаниях ее деятельной помощницей.
- Вскоре,
благодаря неустанным трудам и неутомимой энергии матушки монастырь был
устроен.
-
Устраивая Читинской монастырь, матушка Павла претерпела немало лишений и
невзгод. Матушка Павла стала первой игуменьей монастыря.
- Но вот
23 июня 1899 года матушка оставила Читу. Энергичная 69-летняя игуменья со
своей верной помощницей матушкой Марией и еще с 15-ю
сестрами-послушницами отправилась на Дальний Восток строить новую обитель.
Докладывая об этом Святейшему Правительствующему Синоду Владыка Евсевий
писал: "Учреждение в Южно-Уссурийском крае женской общины, которая
впоследствии могла быть переименована в женский монастырь, необходима
потому, что население края, состоящее в большинстве своем из переселенцев
Европейской России, привыкло на месте своего первоначального жительства
искать религиозное утешение в иноческих обителях.. <…> Поставленный
правильно женский монастырь будет иметь доброе влияние на все население
края, не исключая корейское, служа для него училищем веры и благочестия,
но и некоторых знаний, пригодных для лучшего устроения жизни, особенно для
разумного ведения хозяйства".
-
Мысль о создании женской духовной обители на территории Приморья горячо
поддержал бывший тогда генерал-губернатором Николай Иванович Гродеков,
оказывая ей свое высокое покровительство и содействие, разрешил
использование леса из казенных дач, а также лично пожертвовал обители 100
рублей.
-
Благодаря деятельным хлопотам матушки Павлы уже к началу 1900 года были
заготовлены стройматериалы, 16 февраля того же года отслужен молебен и
водружен крест.
- К весне
был выстроен барак в лесу, где и разместились сестры. 20 мая 1900 года
была совершена закладка во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Одновременно была начата постройка на пожертвованные средства двух жилых
домов. Нелегко было созидать обитель: сестры сами на себе возили воду, по
горам собирали валежник для дров и на себе таскали его домой, ночью сами
караулили монастырь.
-
16 января 1901 года новый храм был освящен. С открытием храма сюда потекли
богомольцы - жители города Никольск-Уссурийского, ближних и дальних
деревень Уссурийского края, из Манчжурии, Хабаровска, Владивостока. С
увеличением числа посетителей возникла нужда в постройке странноприимницы.
Вскоре она была построена.
-
Количество насельниц монастыря непрерывно росло, причем в числе
новоприбывших были и вдовые женщины с малолетними девочками, которых
приходилось брать на воспитание, а так же девочки-сироты в возрасте от 6 и
более лет. Их начали приучать к клиросному послушанию, но так как они не
умели ни читать, ни писать, то матушка игуменья открыла при монастыре для
живущих так девочек, а также для ребятишек соседних деревень школу.
- Затем
матушка на уступленном городом для монастырского подворья участке
выстроила еще одно здание - для женской церковно-приходской школы.
Выстроенная в 1903 году школа на 50 человек была рассчитана на городских
девочек.
-
Невозможная теснота помещений при увеличении числа сестер печалила
игуменью, 21 мая 1902 года было начато строительство нового корпуса. В
июне 1903 года стараниями матушки и сестер корпус был построен. Дом, в
котором раньше жила игумения и несколько сестер, был обращен в рукодельную
мастерскую, где насельницы занимались вышивкой на полотне и по бархату
нитками и золотом, шитьем священных облачений, одежды для ношения и белья;
сами шили для себя обувь. Остальные сестры занимались скотоводством,
огородничеством, ухаживали за пчелами, за птицей, трудились на скотном
дворе, на кухне.
-
Повседневная трудовая жизнь в обители в 3 часа 30 минут. Тотчас следовало
утреннее правило, совершаемое сестрами без священника; потом следовала
трапеза; по принятии пищи все расходились каждая на свое послушание; потом
вновь собирались в 12 часов на трапезу; потом - опять труд и молитва; в 16
часов пили чай; в 19 - ужинали. За трапезой обыкновенно, как положено
Уставом, читались жития святых, разные наставления и поучения в монашеской
жизни. Читали сестры поочередно. После ужина начиналось вечернее правило.
-
24 октября 1903 года стараниями матушки настоятельницы Владыка Евсевий мог
уже освящать домовую церковь при настоятельском корпусе во имя Образа
Нерукотворного Спаса. В том же 1903 году заботами настоятельницы была
выстроена деревянная красивой архитектуры часовня в честь св. Пророка
Илии; для местного священника выстроили, взамен прежнего тесного и
недостаточного для семейного человека, дом со всеми удобствами; появились
новые монастырские надворные постройки; кирпичный птичник, навес для
экипажей, ледник, амбар, конюшня и пр.
-
В самом же городе Никольск-Уссурийском при активном содействии матушки
было выстроено при монастырском подворье каменное здание для размещения
женской церковно-приходской школы с интернатом. В 1908 году здесь
обучалось 38 девочек, из которых 11 человек помещались в общежитии,
причем, две крещеные китаянки. Все учащиеся содержались и обучались на
средства монастыря. До самой своей кончины матушка оставалась
попечительницей школы.
-
Трудясь над устройством монастыря, матушка Павла часто недомогала и
последние 2 -3 года стала болеть все чаще и чаще. Но с терпением и
кротостью переносила матушка игумения жестокие боли, вызываемые страшной
болезнью - раком желудка. 7 февраля 1909 года она окончательно слегла в
постель, с которой уже более не встала.
-
Во время болезни настоятельница соборовалась и до 15 раз исповедовалась и
приобщалась Святых Тайн. Чувствуя приближение смерти, она просила
окружавших ее одр сестер читать акафисты.
- 1 марта
в 11 часов 40 минут 12 ударов колокола возвестили о смерти матушки
игумении. Она скончалась во время чтения акафиста Архангелу Михаилу.
Последние слова умиравшей были обращены к читавшей акафист сестре: "читай,
читай".
-
В воскресенье состоялось монашеское погребение матушки Павлы. Божественную
литургию и чин погребения совершал специально приехавший архиепископ
Евсевий. Проводить матушку в последний путь прибыло очень много людей,
благоговейно почитавших ее.
- Во
время гражданской войны и гонений на Православную Церковь
Рождество-Богородицкий монастырь разделил судьбу большинства российских
монастырей. В 1920-е годы, после закрытия монастыря, его имущество было
национализировано, территорию и помещения заняла воинская часть. Место
захоронения иг.Павлы было утеряно.
-
Спустя более 80 лет оно было обретено, благодаря поисковым работам
Приморского отделения Братства православных следопытов. По найденным
архивным фотографиям и материалам следопыты провели земляные раскопки и
обнаружили остатки фундамента разрушенного монастырского храма, а недалеко
от его алтарной части - погребальный склеп. Часовня над склепом была
уничтожена, само же погребение игумении оказалось сокрытой землей,
оставаясь неизвестным.
-
28 июня 2003 года архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин,
находясь в Уссурийском женском монастыре, совершил панихиду на месте
погребения первой строительницы обители. По окончании панихиды над
захоронением водружен православный крест в память об игумении Павле.
- В
слободских храмах есть замечательный обычай – поминать службах местных
православных подвижников благочестия. Было бы справедливо, если синодик
пополнится именем игумении Павлы (Трегубовой).
-
-
БИБЛИОГРАФИЯ
-
Прозорова Г. Слово о святой подвижнице Павле (http://ortodox.fegi.ru/ep2_1b5.htm).
- А
игуменство напророчил батюшка Серафим… // Живые иконы (Святые и подвижники
Вятской земли). Авторы-составители Гомаюнов С., свящ.; Маркелов А.
Киров, 1999.
-
10-летний юбилей возрождения Южно-Уссурийской женской обители // Сайт
информационного агентства «Русская линия» (http://www.rusk.ru/svod.php?date=2003-09-18).
-
Воздвигнут крест на месте захоронения основательницы первого женского
монастыря на Дальнем Востоке // Сайт информационного агентства «Русская
линия» (http://www.rusk.ru/svod.php?date=2003-07-01).
|
Назад
|
|
|