Все это,
без сомнения,
занимательно,
но все это надо
прочесть...
В. Соллогуб.

Слободской -
история в веках.
 
 
 
 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

   

  Написать письмо


«Икона Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение» - вятская и российская святыня»

Ó А.В.Маркелов, журналист. (г.Киров)

Начало     Продолжение

Неволин).[1] Икона была написана всего за несколько дней! Можно себе представить, с какой горячей благодарностью и верой трудился над ней Владимир!
А в Вятке в свою очередь был настоящий порыв почитания. Икона находилась в женском Преображенском монастыре. Двери храма не закрывались ни на минуту. Люди приходили даже ночью. От людского напора решетка, ограждавшая место, где стояли монахини, вскоре была сломана.[2]
В главном вятском городе было также зафиксировано до 40 чудес[3] (а сколько остались ведомы только Богу!). Так, 22 января за 250 верст привезли пятилетнего Кирилла. Несчастный ребенок не владел ни руками, ни ногами. Даже не мог держать головку – когда его брали на руки, она безвольно падала. В добавление ко всему Кирилл был немой. Во время молебна ребенка поднесли под Евангелие, которое священник возложил болящему на голову. На следующий день мальчик стал садиться и держаться руками, на третий вставать на ножки. 25 января во время всенощной он неожиданно протянул ручки к отцу со словами: «тятя, возьми меня». Обливаясь слезами радости, отец возвестил о чуде. Был тут же отслужен благодарственный молебен.[4]
Крестьянский мальчик Ваня Рылов в 15 лет сделался расслаблен, лишился речи и рассудка. В любой момент он мог вскочить и убегать. Его были вынуждены держать на привязи как скот. В таком состоянии он пребывал 5 лет, и уже 20-летнего Ивана привезли к афонской святыне. 24 января во время службы он неожиданно три раза обратился к отцу, показывая на святую воду: «дай мне пить». После этого к юноше вернулись рассудок и дар слова[5] (действительно, именно в таких случаях становится понятно, что это дар Божий).
Икону носили по городским храмам. Многие вятчане встретили новый, 1864-й, год в Спасском соборе, куда была принесена святыня. С большим благоговением приняли ее причт и прихожане Царево-Константиновской церкви...[6] Горожане говорили позже: «Не дождаться уж таких дней, как те, в кои была у нас Царица Небесная». С образа делали многочисленные списки. Но спрос был таков, что сил вятских иконописцев не хватало. Поэтому о.Паисий специально ездил в Петербург, чтобы приготовить хромолитографические снимки святыни.[7]
Духовный подъем был настолько велик, что спустя год «Вятские губернские ведомости» накануне Великорецкого крестного хода сравнивали его по религиозному настрою со встречей афонской святыни.[8]
Несколько месяцев гостила икона «В скорбех и печалех утешение» в Вятке. Но отец Паисий должен был отправляться на Афон. Причем, 14 мая 1864 года стало известно, что через два дня икону тихо увезут из города. Тогда делегация знатных граждан с городским главой отправились к Владыке Агафангелу (Соловьеву) с просьбой проводить икону торжественно, с крестным ходом. Но он ответил: как встречали – так и провожайте, просто, без торжеств (не без оснований указывая на то, что чествование образа вспыхнуло только после начала чудотворений). Решили сделать еще одну попытку: собрали еще большее количество просителей. Но Владыка не захотел разговаривать и молча ушел в свой кабинет (о чем, правда, впоследствии сожалел).[9]
Но, видимо, неугодно было Богу, чтобы проводы святыни прошли тихо и незаметно, узрел Он стремление вятчан и не посрамил их упования. Все получилось промыслительно, якобы само собой. В ночь на 17 мая перед иконой вместо молебна, по благословению Владыки, читался простой акафист. Неожиданно в храм приехал священник с.Рождественского о.Дмитрий Бердников. Не зная об указании не служить торжественно, он в порыве искреннего почитания отворил царские врата и начал петь перед образом «Царю Небесный». Души молящихся тут же откликнулись на призыв пастыря – общая молитва была светлой и горячей. Но когда икону понесли из монастырского храма к карете, и все поняли, что святыню увозят, поднялся плач. Все старались последний раз припасть к чудотворной иконе.[10]
Сотни мужчин, женщин, детей последний раз молились перед святыней. Когда образ перенесли в карету, люди окружили ее плотным кольцом, сначала вовсе не хотели выпускать. Потом выпрягли лошадей и буквально на руках несли по городу с пением тропарей и молитв.[11] У выезда из города, у Всесвятской церкви, начали просить отслужить последний молебен. Отец Паисий отвечал: вы же знаете, что не велено служить в городе молебнов. Тогда наши предки закричали: «Батюшка, мы за это отвечаем, только отслужите еще». И служба началась – под открытым небом, тишина в воздухе была такая, что свечи горели как в церкви, только на живых подсвечниках.[12]
Икону везли с 17 мая по 1 июня до казанского г.Мамадаш. Так, утром, 18 мая, под звон колоколов икону доставили в г.Орлов, где она находилась шесть дней. Это не случайно, потому что 23 мая из г.Вятки в с.Великорецкое пришел крестный ход, и 24 мая на месте явления образа свят.Николая служилась служба. Все дни, пока икона была в Орлове, ее под колокольный звон носили по городским домам для молебнов. Отец Паисий, до слез растроганный таким почитанием, повторял строки из стихотворения Святогорца: «О, родина святая! чье сердце не дрожит, тебя вспоминая...»[13]
В эти дни произошел знаменательный эпизод. Когда орловцы молились перед иконой в городском соборе, то «туча, грозная туча стучала <...> над головами, — гром и молния были такие, что летели из главного купола стекла». И в этот страшный момент особенно усердна была молитва наших предков Божией Матери.
А когда лодку с иконой уже провожали до с.Истобенского и служили молебен с водосвятием, «опять находит туча, и молния, и гром <...> <тогда> подплыли к судну с колоколами. И когда здесь служили молебен, был проливной дождь, как из ведра; а когда прочитали акафист, вдруг майское солнце засияло <...> <и> поплыли тихо и радостно под голубыми пространствами небесного свода».[14]
Это дивное паломничество, этот подлинный крестный ход по вятской земле, бесспорно, увеличили почитание святыни. В храмах все чаще стали появляться списки с афонской иконы. Так, например, известно, что уже в 1864 году В.Неволин написал список с иконы Богородицы для нолинского Николаевского собора.[15] Список с образа «В скорбех и печалех утешение» был заведен в 1883 году в с.Вишкиль,[16] через которое о.Паисий почти 20 лет назад провозил икону.
Был свой список и в Вятском женском Преображенском монастыре – его оставил о.Паисий, отправляясь из Вятки на Афон.[17] И, конечно, впечатляющим событием стало строительство храма во имя иконы «В скорбех и печалех утешение». Игумения обители Емерентиана (Севрюгина) дала такой обет во время пребывания образа в Вятке и выполнила его с честью.[18]
Храм был заложен 26 июня 1871 года,[19] этому предшествовал крестный ход, возглавляемый архиепископом Аполлосом (Беляевым).[20] Промыслительно, что по церковному календарю 26 июня/9 июля – праздник Тихвинской иконы. Так встретились две общерусские и вятские святыни.
Причем, во время строительства оказалось, что из-за болота грунт земли слабый. Чтобы закрепить его, пришлось забивать тысячи свай. Все это повлекло большие дополнительные расходы, но с Божией помощью все устроилось – нашлись и благотворители, и финансы, и материалы.[21] Более 11 лет строился храм. В трехэтажном корпусе помимо церкви были расположены сестринские кельи, монастырская больница, школа грамотности и несколько мастерских: столярная, позолотная, живописная, резьбы по дереву.[22]
31 августа/13 сентября 1882 года, в день Положения Честного пояса Пресвятой Богородицы, архиепископ Апполос освятил храм. Каждую субботу в вятской обители перед образом читался акафист.[23] Но, конечно, главную роль в прославлении святыни сыграл крестный ход с иконой. В обители был почитаемый образ св.Гурия, Самона и Авива, который присоединялся к иконе Спаса Нерукотворного из Спасского собора во время так называемого Низового крестного хода. Крестный ход продолжался с начала сентября по начало декабря и охватывал гг.Орлов, Котельнич, слободу Кукарку, другие населенные пункты губернии.[24] И вот в 1867 году иг.Емерентиана обратилась к еп.Аполлосу с просьбой вместо иконы св.Гурия, Самона и Авива носить крестным ходом икону «В скорбех и печалех утешение» «в память посещения Вятского края <…> и получения от нея многих исцелений». Иконы менялись через год, совершая в течение года несколько обширных крестных ходов по епархии.[25]
А в Слободском Христорождественском монастыре 19 ноября 1866 года на образ, исполненный В.Неволиным, была торжественно возложена позлащенная риза, присланная с Афона.[26] Именно в этот день, в воспоминание первого исцеления от иконы – Владимира Неволина – в Слободском монастыре совершалась особо торжественная служба[27] (этот праздник выделяется в современных церковных календарях). В дореволюционной Вятке торжественным днем считалось 12/25 декабря, когда икону доставили из Слободского, и 25 января/7 февраля, когда образ также чествовался.[28]
Сегодня чтимый список с чудотворного образа находится в слободском Свято-Екатерининском соборе. Икону можно встретить во многих храмах епархии. В 1999 году престол одного из храмов бывшего мужского Крестовоздвиженского монастыря в г.Слободском был освящен в честь иконы «В скорбех и печалех утешение». По свидетельствам слободских краеведов, 11 мая ст. ст. с афонским образом совершался городской крестный ход, который был установлен после страшного пожара 1831 года, уничтожившего почти весь город. (Этот достойный подражания крестный ход возобновлен слобожанами в 2000-м году и обходит все городские храмы).[29]
Во время нового путешествия иконы в Россию в Челябинске от нее 22 ноября 1880 года исцелилась неходячая девочка Мария.[30] А в 1890 году Свято-Андреевский скит начал строить в Санкт-Петербурге трехпрестольный храм в память спасения Царской семьи на станции Борки 17 октября 1888 года. Тогда и было решено перевезти икону в Россию.[31] 27 марта 1890 года святыня была доставлена в столицу. По дороге из Одессы на станции Борки были отслужены всенощная и молебен.[32]
Известно о замечательной патриотической традиции, заведенной на афонском подворье во время первой мировой войны. С 12 февраля 1915 года по инициативе петербургского митрополита, будущего священномученика Владимира (Богоявленского)[33] оно стало «обителью неусыпающих»: было заведено непрестанное пение молебнов о даровании победы русской армии с чтением акафистов пред чудотворной иконой. Также непрестанно служились панихиды о воинах, павших на полях сражений.
Вот как описывал очевидец то время: «<…> в храме <…> всегда народ: и днем, и ночью. На коленях – женщины со слезами на глазах, между ними дети и кое-где мужчины. Все часто крестятся и низко кланяются, касаясь холодных плит. Умилительная картина! Как напоминает она древние катакомбы!»[34]
Сейчас образ находится в санкт-петербургском Свято-Никольском соборе. В современной православной России тоже есть свидетельства о чудотворной силе образа. Так, например, в Алексиево-Акатовом женском монастыре г.Воронежа хранится список с афонской святыни, на котором написано: «сия икона написана  и освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна  Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В 1999 году, вскоре после возвращения из реставрации икона замироточила, причем в один из июльских дней струйки мира полились из глаз Пресвятой Богородицы.[35]
И это еще раз убеждает: афонская святыня – не просто благочестивое воспоминание, не прошлое, не «раритет», она – наше настоящее, наша жизнь. И она нуждается в нашем почитании. Только тогда она станет истинным утешением в наших скорбях и печалях.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВГВ Вятские губернские ведомости
ВЕВ Вятские епархиальные ведомости
Вышний покров над Афоном – Вышний покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. М., 1997 (Репринтное издание).
г. город
губ. губерния
ГАКО Государственный архив Кировской области
Живые иконы – Живые иконы (Святые и подвижники Вятской земли). Авторы-составители Гомаюнов С., свящ.; Маркелов А. Киров, 1999.
КВГ Календарь Вятской губернии
отд. дух.-лит. – отдел духовно-литературный
отд. офиц. – отдел официальный
р-н район

[1] П.М. Указ. соч. С.1247.

[2] Сведения об Афонской иконе Богоматери. С.207, 208.

[3] Незабвенные дни для вятчан. Вятка, 1914. С.11.

[4] Там же. С.10-11.

[5] Там же. С.12.

[6] Сведения об Афонской иконе Богоматери. С.208.

[7] Незабвенные дни для вятчан. С.9.

[8] Беглые заметки // ВГВ. 1865, №21. С.126.

[9] Незабвенные дни для вятчан. С.16-17.

[10] Там же. С.18.

[11] Сведения об Афонской иконе Богоматери. С.209.

[12] Незабвенные дни для вятчан. С.21.

[13] Там же. С.28.

[14] Там же. С.29-30.

[15] Мохова Г. Вятские иконописцы. Киров, 2001. С.98.

[16] Мултановский Иак. свящ., Летопись села Вишкиля Котельнического уезда // ВЕВ. 1911, №23. С.502-503.

[17] Рязанцев Д., прот. Вятский Преображенский девичий монастырь. Вятка, 1887. С.28-29.

[18] Была настоятельницей обители в 1862 – 1889 годах. Дочь яранского купца, Елена Семеновна Севрюгина, поступила в Преображенский монастырь в конце 1829 года. Почила в возрасте 89 лет. (ВЕВ, 1889, №4 (отд. дух.-лит.). С.119-120).

[19] Освящение храма в новом здании Вятского женского монастыря // ВЕВ. 1882, №18 (отд. дух-лит.). С.476-478.

[20] Рязанцев Д., прот. Указ. соч. С.27-28.

[21] Там же. С.29-30.

[22] Освящение храма в новом здании Вятского женского монастыря. С.476-477.

[23] Рязанцев Д., прот. Указ. соч. С.32.

[24] КВГ на 1889 год. С.18.

[25] ВЕВ. 1906, №42 (отд. офиц.). С.197.

[26] Сведения об Афонской иконе Богоматери. С.209.

[27] ГАКО, ф.574, оп.1, д.325, л.46об.

[28] Сведения об Афонской иконе Богоматери. С.210.

[29] Радостные и печальные дни Слободского // Вечные истины (Слободской). 2003, №13. С.4.

[30] «Обитель неусыпающих» в Петрограде. С.108.

[31] Русский паломник. 1890, №10 (10 марта). С.118.

[32] Там же. №14 (4 апр.). С.167.

[33] Его память совершается 25 января/7 февраля, т.е. в один из дней, когда праздновали иконе «В скорбех и печалех утешение». Еще одно промыслительное совпадение!

[34] «Обитель неусыпающих» в Петрограде. С.106.

[35] Дроздова Т. История монастыря (http://www.intercon.ru/~vle/monastery/voronezh/aleks-akatov/al_akat.htm).

Начало    


Назад


| Главная | Встречи | Новости  |  Гостиная  |  Читальный зал  | Архив  | Авторы 
| Ссылки  |

© Copyright  2005. Все права защищены. г.Слободской,Кировская область. Библиотека им А.Грина.  Перепечатка материала возможна только с письменного разрешения.
  webmaster


Приглашаем на экскурсию
в старый город

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 
Сайт управляется системой uCoz