-
«Икона Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение» - вятская и
российская святыня»
Ó А.В.Маркелов, журналист. (г.Киров)
|
Неволин).
Икона была написана всего за несколько дней! Можно себе представить, с
какой горячей благодарностью и верой трудился над ней Владимир!
-
А в
Вятке в свою очередь был настоящий порыв почитания. Икона находилась
в женском Преображенском монастыре. Двери храма не закрывались ни на
минуту. Люди приходили даже ночью. От людского напора решетка,
ограждавшая место, где стояли монахини, вскоре была сломана.
-
В
главном вятском городе было также зафиксировано до 40 чудес
(а сколько остались ведомы только Богу!). Так, 22 января за 250
верст привезли пятилетнего Кирилла. Несчастный ребенок не владел ни
руками, ни ногами. Даже не мог держать головку – когда его брали на
руки, она безвольно падала. В добавление ко всему Кирилл был немой.
Во время молебна ребенка поднесли под Евангелие, которое священник
возложил болящему на голову. На следующий день мальчик стал садиться
и держаться руками, на третий вставать на ножки. 25 января во время
всенощной он неожиданно протянул ручки к отцу со словами: «тятя,
возьми меня». Обливаясь слезами радости, отец возвестил о чуде. Был
тут же отслужен благодарственный молебен.
-
Крестьянский мальчик Ваня Рылов в 15 лет сделался расслаблен,
лишился речи и рассудка. В любой момент он мог вскочить и убегать.
Его были вынуждены держать на привязи как скот. В таком состоянии он
пребывал 5 лет, и уже 20-летнего Ивана привезли к афонской святыне.
24 января во время службы он неожиданно три раза обратился к отцу,
показывая на святую воду: «дай мне пить». После этого к юноше
вернулись рассудок и дар слова
(действительно, именно в таких случаях становится понятно, что это
дар Божий).
-
Икону
носили по городским храмам. Многие вятчане встретили новый, 1864-й,
год в Спасском соборе, куда была принесена святыня. С большим
благоговением приняли ее причт и прихожане Царево-Константиновской
церкви...
Горожане говорили позже: «Не дождаться уж таких дней, как те, в кои
была у нас Царица Небесная». С образа делали многочисленные списки.
Но спрос был таков, что сил вятских иконописцев не хватало. Поэтому
о.Паисий специально ездил в Петербург, чтобы приготовить
хромолитографические снимки святыни.
-
Духовный подъем был настолько велик, что спустя год «Вятские
губернские ведомости» накануне Великорецкого крестного хода
сравнивали его по религиозному настрою со встречей афонской святыни.
-
Несколько месяцев гостила икона «В скорбех и печалех утешение» в
Вятке. Но отец Паисий должен был отправляться на Афон. Причем, 14
мая 1864 года стало известно, что через два дня икону тихо увезут из
города. Тогда делегация знатных граждан с городским главой
отправились к Владыке Агафангелу (Соловьеву) с просьбой проводить
икону торжественно, с крестным ходом. Но он ответил: как встречали –
так и провожайте, просто, без торжеств (не без оснований указывая на
то, что чествование образа вспыхнуло только после начала
чудотворений). Решили сделать еще одну попытку: собрали еще большее
количество просителей. Но Владыка не захотел разговаривать и молча
ушел в свой кабинет (о чем, правда, впоследствии сожалел).
-
Но,
видимо, неугодно было Богу, чтобы проводы святыни прошли тихо и
незаметно, узрел Он стремление вятчан и не посрамил их упования. Все
получилось промыслительно, якобы само собой. В ночь на 17 мая перед
иконой вместо молебна, по благословению Владыки, читался простой
акафист. Неожиданно в храм приехал священник с.Рождественского
о.Дмитрий Бердников. Не зная об указании не служить торжественно, он
в порыве искреннего почитания отворил царские врата и начал петь
перед образом «Царю Небесный». Души молящихся тут же откликнулись на
призыв пастыря – общая молитва была светлой и горячей. Но когда
икону понесли из монастырского храма к карете, и все поняли, что
святыню увозят, поднялся плач. Все старались последний раз припасть
к чудотворной иконе.
-
Сотни
мужчин, женщин, детей последний раз молились перед святыней. Когда
образ перенесли в карету, люди окружили ее плотным кольцом, сначала
вовсе не хотели выпускать. Потом выпрягли лошадей и буквально на
руках несли по городу с пением тропарей и молитв.
У выезда из города, у Всесвятской церкви, начали просить отслужить
последний молебен. Отец Паисий отвечал: вы же знаете, что не велено
служить в городе молебнов. Тогда наши предки закричали: «Батюшка, мы
за это отвечаем, только отслужите еще». И служба началась – под
открытым небом, тишина в воздухе была такая, что свечи горели как в
церкви, только на живых подсвечниках.
-
Икону
везли с 17 мая по 1 июня до казанского г.Мамадаш. Так, утром,
18 мая, под звон колоколов икону доставили в г.Орлов, где она
находилась шесть дней. Это не случайно, потому что 23 мая из г.Вятки
в с.Великорецкое пришел крестный ход, и 24 мая на месте явления
образа свят.Николая служилась служба. Все дни, пока икона была в
Орлове, ее под колокольный звон носили по городским домам для
молебнов. Отец Паисий, до слез растроганный таким почитанием,
повторял строки из стихотворения Святогорца: «О, родина святая! чье
сердце не дрожит, тебя вспоминая...»
-
В эти дни
произошел знаменательный эпизод. Когда орловцы молились перед иконой
в городском соборе, то «туча, грозная туча стучала <...> над
головами, — гром и молния были такие, что летели из главного купола
стекла». И в этот страшный момент особенно усердна была молитва
наших предков Божией Матери.
-
А когда
лодку с иконой уже провожали до с.Истобенского и служили молебен с
водосвятием, «опять находит туча, и молния, и гром <...> <тогда>
подплыли к судну с колоколами. И когда здесь служили молебен, был
проливной дождь, как из ведра; а когда прочитали акафист, вдруг
майское солнце засияло <...> <и> поплыли тихо и радостно под
голубыми пространствами небесного свода».
-
Это
дивное паломничество, этот подлинный крестный ход по вятской земле,
бесспорно, увеличили почитание святыни. В храмах все чаще стали
появляться списки с афонской иконы. Так, например, известно, что уже
в 1864 году В.Неволин написал список с иконы Богородицы для
нолинского Николаевского собора.
Список с образа «В скорбех и печалех утешение» был заведен в 1883
году в с.Вишкиль,
через которое о.Паисий почти 20 лет назад провозил икону.
-
Был
свой список и в Вятском женском Преображенском монастыре – его
оставил о.Паисий, отправляясь из Вятки на Афон.
И, конечно, впечатляющим событием стало строительство храма во имя
иконы «В скорбех и печалех утешение». Игумения обители Емерентиана
(Севрюгина) дала такой обет во время пребывания образа в Вятке и
выполнила его с честью.
-
Храм
был заложен 26 июня 1871 года,
этому предшествовал крестный ход, возглавляемый архиепископом
Аполлосом (Беляевым).
Промыслительно, что по церковному календарю 26 июня/9 июля –
праздник Тихвинской иконы. Так встретились две общерусские и вятские
святыни.
-
Причем, во время строительства оказалось, что из-за болота грунт
земли слабый. Чтобы закрепить его, пришлось забивать тысячи свай.
Все это повлекло большие дополнительные расходы, но с Божией помощью
все устроилось – нашлись и благотворители, и финансы, и материалы.
Более 11 лет строился храм. В трехэтажном корпусе помимо церкви были
расположены сестринские кельи, монастырская больница, школа
грамотности и несколько мастерских: столярная, позолотная,
живописная, резьбы по дереву.
-
31
августа/13 сентября 1882 года, в день Положения Честного пояса
Пресвятой Богородицы, архиепископ Апполос освятил храм. Каждую
субботу в вятской обители перед образом читался акафист.
Но, конечно, главную роль в прославлении святыни сыграл крестный ход
с иконой. В обители был почитаемый образ св.Гурия, Самона и Авива,
который присоединялся к иконе Спаса Нерукотворного из Спасского
собора во время так называемого Низового крестного хода. Крестный
ход продолжался с начала сентября по начало декабря и охватывал
гг.Орлов, Котельнич, слободу Кукарку, другие населенные пункты
губернии.
И вот в 1867 году иг.Емерентиана обратилась к еп.Аполлосу с просьбой
вместо иконы св.Гурия, Самона и Авива носить крестным ходом икону «В
скорбех и печалех утешение» «в память посещения Вятского края <…> и
получения от нея многих исцелений». Иконы менялись через год,
совершая в течение года несколько обширных крестных ходов по
епархии.
-
А в
Слободском Христорождественском монастыре 19 ноября 1866 года на
образ, исполненный В.Неволиным, была торжественно возложена
позлащенная риза, присланная с Афона.
Именно в этот день, в воспоминание первого исцеления от иконы –
Владимира Неволина – в Слободском монастыре совершалась особо
торжественная служба
(этот праздник выделяется в современных церковных календарях). В
дореволюционной Вятке торжественным днем считалось 12/25 декабря,
когда икону доставили из Слободского, и 25 января/7 февраля, когда
образ также чествовался.
-
Сегодня чтимый список с чудотворного образа находится в
слободском Свято-Екатерининском соборе. Икону можно встретить во
многих храмах епархии. В 1999 году престол одного из храмов бывшего
мужского Крестовоздвиженского монастыря в г.Слободском был освящен
в честь иконы «В скорбех и печалех утешение». По
свидетельствам слободских краеведов, 11 мая ст. ст. с афонским
образом совершался городской крестный ход, который был установлен
после страшного пожара 1831 года, уничтожившего почти весь город.
(Этот достойный подражания крестный ход возобновлен слобожанами в
2000-м году и обходит все городские храмы).
-
Во
время нового путешествия иконы в Россию в Челябинске от нее 22
ноября 1880 года исцелилась неходячая девочка Мария.
А в 1890 году Свято-Андреевский скит начал строить в
Санкт-Петербурге трехпрестольный храм в память спасения Царской
семьи на станции Борки 17 октября 1888 года. Тогда и было решено
перевезти икону в Россию.
27 марта 1890 года святыня была доставлена в столицу. По дороге из
Одессы на станции Борки были отслужены всенощная и молебен.
-
Известно о замечательной патриотической традиции, заведенной на
афонском подворье во время первой мировой войны. С 12 февраля 1915
года по инициативе петербургского митрополита, будущего
священномученика Владимира (Богоявленского)
оно стало «обителью неусыпающих»: было заведено непрестанное пение
молебнов о даровании победы русской армии с чтением акафистов пред
чудотворной иконой. Также непрестанно служились панихиды о воинах,
павших на полях сражений.
-
Вот
как описывал очевидец то время: «<…> в храме <…> всегда народ: и
днем, и ночью. На коленях – женщины со слезами на глазах, между ними
дети и кое-где мужчины. Все часто крестятся и низко кланяются,
касаясь холодных плит. Умилительная картина! Как напоминает она
древние катакомбы!»
-
Сейчас образ находится в санкт-петербургском Свято-Никольском
соборе. В современной православной России тоже есть
свидетельства о чудотворной силе образа. Так, например, в
Алексиево-Акатовом женском монастыре г.Воронежа хранится список
с афонской святыни, на котором написано: «сия икона написана и
освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна
Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В 1999
году, вскоре после возвращения из реставрации икона замироточила,
причем в один из июльских дней струйки мира полились из глаз
Пресвятой Богородицы.
-
И это
еще раз убеждает: афонская святыня – не просто благочестивое
воспоминание, не прошлое, не «раритет», она – наше настоящее, наша
жизнь. И она нуждается в нашем почитании. Только тогда она станет
истинным утешением в наших скорбях и печалях.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
-
ВГВ
– Вятские
губернские ведомости
-
ВЕВ
– Вятские
епархиальные ведомости
-
Вышний покров над Афоном – Вышний покров над Афоном, или Сказания о
святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. М., 1997
(Репринтное издание).
-
г. –
город
-
губ. –
губерния
-
ГАКО
–
Государственный архив Кировской области
-
Живые иконы – Живые иконы (Святые и подвижники Вятской земли).
Авторы-составители Гомаюнов С., свящ.; Маркелов А. Киров,
1999.
-
КВГ
–
Календарь Вятской губернии
-
отд.
дух.-лит. – отдел духовно-литературный
-
отд.
офиц. – отдел официальный
-
р-н
–
район
|
Назад
|
|
|