|
-
2001 г.
- Гриновские
чтения
-
"Несомненная
талантливость
автора."
-
Е.А.Колтоновская о
А.С.Грине
-
(Семибратов
В.К., г.Киров).
|
|
-
В ряду литературных критиков начала
XX
столетия выделяется имя
Е.А. Колтоновской, активно сотрудничавшей с
рядом столичных и провинциальных
изданий, в том числе выходившей в г. Томске газетой «Сибирская
жизнь». Так, в
последней в 1910 г. была опубликована статья Елены
Александровны «Новая
сатира», автор которой признавалась.
«Когда я
читаю занимательные рассказы Грина... я
испытываю совершенно особенное,
.жуткое наслаждение - выше
художественного и литературного, чувство, в котором гаснет
всякая попытка трезвой
рационалистической критики. Это
подлинное ощущение современности,
как бы трепета
окружающей жизни...
В рассказах
Грина удачно обрисован модернист-горожанин
с его сложной
неуравновешенной психикой, пестрыми пылкими
желаниями и необузданной жаждой
новизны. Там целый ряд таких
беспокойных граждан... Но мне всегда чудится
автопортрет».
Показательно,
что «то же чувство возбуждают» в
Колтоновской «коротенькие
фельетоны Чуковского», а также
«сатиры Саши Черного»,
творчеству которого статья
преимущественно и посвящена. Прочесть ее
может всякий, ибо «Новая сатира» включена в
книгу НА.
Колтоновской «Критические этюды» (СПб, 1912), два
экземпляра которой имеются в фондах
Кировской областной научной
библиотеки им. А.И. Герцена. Вятским почитателям
творчества писателя-земляка этот
сборник известен и по упоминанию в библиографическом указателе произведений А.С.
Грина и литературы о нем,
составленном Ю. В. Киркиным и
выпущенном в свет издательством
«Книга» в 1980 г. Правда, книга
фигурирует здесь применительно к другому «этюду»: «Рассказы
Грина», первоначально напечатанному
в 1911
г. на страницах
петербургской газеты «Речь», в которой Е.A.
Колтоновская с 1910 по
1917
гг. регулярно печатала свои статьи, снискав славу «суровой
критикессы».
Разбирая
выпущенный издательством «Земля» сборник из 11
рассказов А.С. Грина
(с конкретными ссылками на «Воздушный
корабль», «Рай», «Колонию Ланфиер»), Елена Александровна
вновь
видит в их героях «типичных горожан, сугубых горожан нашего
времени, уставших от жизни н от людей, от самих себя и
жаждущих забвения, временного или
вечного. У них безмерные аппетиты к жизни, но мало для нее сил.
Сознание собственного «я» у
них ярко(е), почти преувеличенное, но они проявляют его
только в погоне за наиболее острыми
наслаждениями, соперничая и быстро пресыщаясь.
С людьми у этих «индивидуалистов» обыкновенно
«все
покончено». Остается или убивать себя, или бежать в
пустыню...
Внешность героев Грина чаще всего соответствует
внутреннему
содержанию...»
Присущие большинству произведений «кровавый
кошмар»
убийств и самоубийств, а также принимаемую их персонажами за
любовь «крайне неврастеничную и импульсивную...
одностороннюю, болезненную страсть» Е.А.
Колтоновская
объясняет тем, что «автор довольно удачно схватил некоторые
черты «модернистской» психологии», столь популярной в
литературе начала
XX столетия. Но, «к счастью для него, - радуется
за
А.С.Грина его «судья», - он, по-видимому, неглубоко ею
проникся. От изображаемых им
«ужасов» и эксцессов веет
искусственностью и надуманностью. Случается, что среди
них
нет-нет, да и проглянет простое, живое любопытство автора к
жизни, наблюдательность и даже юмор. Несомненно, что мы
здесь имеем дело не с болезнью, не
с естественным надломом
творчества, как у Андреева, а только с
«модой».
«Несамостоятельность Грина, вероятно,
обусловленная
его литературною молодостью, - продолжает «суровая
критикесса», - сказывается и в
романтических сюжетах,
занимательных, в духе Майн-Рида и Купера, и в манере
письма,
довольно яркой, но тяжеловесной - во вкусе примитивного, уже
отжившего импрессионизма. Форма рассказов у Грина красива и
иногда любопытна, но все же в большей степени вычурна, чем
своеобразна».
«Однако, - завершает Е.А.
Колтоновская свой «приговор», - и
сквозь
сумбурный, поверхностный романтизм, и сквозь лубочные
краски проглядывает несомненная
талантливость автора. Чувствуется, что в нем бродит что-то свое, не находя выхода.
Побольше бы ему только вдумчивости,
искренности и чеховской
простоты»,
В 1914 г. на страницах 1-го выпуска столичного
журнала
«Библиотекарь» Елена Александровна сделала обзор книжных
новостей «Наша художественная литература
в
1913
году».
Отдельного разговора («за недостатком места»} об А.С. Грине
она на сей раз не вела, однако второй том его собрания
сочинений «Пролив бурь», выпущенный
в свет издательством «Прометей»,
отнесла к «интересным книгам, так или
иначе связанным с основным
течением новой литературы... растущей и
формирующейся, полной трепетных откликов на современные
настроения...» («ядро» этой
литературы, по мнению автора обзора,
составляли также А.Н. Толстой, Л.Н.
Андреев, А.П. Чапыгин, И.А.
Новиков и ряд других писателей, фамилии которых (например,
Коновалов) современному читателю уже ни о чем не говорят).
Читая подчас нелицеприятные рецензии на свои
произведения, А.С. Грин вряд ли обижался на желающего ему добра
литературного
критика. Однако, «ко всем прислушиваясь и никого не
слушая»,
считая, что в литературе всем хватит места и идя совершенно
оригинальным путем, создатель Гринландии продолжал
исповедовать собственные эстетические принципы. В результате
вошедшие в 1914 г. в
третий том его «прометеевского» собрания сочинений новые рассказы
вызвали у Е.А. Колтоновской большое разочарование.
На них, по мнению критика, не стало «печати своеобразной
авторской индивидуальности», что была присуща
прежним вещам
А.С. Грина, которые
«хоть и не отличались глубиной,
заинтересовывали не только внешней
занимательностью, а и психологией».
«Авторское вдохновение выдохлось, краски
полиняли, -констатировала Елена Александровна в статье «Новости
художественной
литературы», опубликованной в 3-м выпуске
журнала «Библиотекарь» за 1914 г. В
большинстве рассказов
монотонно пережевываются старые сюжеты. Герой рассказов
Грина все тот же будто бы утонченный неврастеник-горожанин,
для которого «все пресно» и везде тесно. Но как он
выродился! Это уже не философствующий
«сверх-человек», тяготящийся
буднями, а просто «темная личность», гонимая отовсюду за
вульгарно-хулиганские и мошеннические проделки,
«нуждающаяся в
укрывательстве и фиктивном паспорте».
«Очевидно, - делает вывод автор, - не прошла даром для
талантливого рассказчика та погоня за экзотическими
темами,
которым он постоянно предавался».
После столь суровой оценки составивших
книгу и ставших со
временем поистине
знаковыми для классика отечественной
литературы рассказов
«Позорный столб», «Табу», «Племя Сиург», «Синий каскад Теллури»,
«Приключения Гинча», «Далекий путь»,
«Трюм и палуба»
уместно спросить: «А судьи кто?»
Информацию на сей счет дает биографический словарь
«Русские писатели:
1800-1917» (М., 1994), в 3-м томе которого дана
пространная биография Е.А.
Колтоновской. Из нее явствует, что
Елена Александровна родилась в 1870
г. в г. Киеве в семье помощника
проректора Киевского университета А.И. Сасько.
Колтоновская - ее фамилия по мужу (поэту и переводчику, справка
о котором также имеется в названном
томе). Окончила Киевскую женскую гимназию и историко-филологическое
отделение Высших женских (Бестужевских) курсов в Санкт-Петербурге.
Увлекалась историей
декабристского движения. Помимо «Критических
этюдов», является автором книг:
«Поборница справедливости (Элиза Ожешко)» (1906), «Новая жизнь» (1910), «Критические
очерки» и «Женские силуэты» (1912).
Перу «чуткого критика, недурного стилиста», принадлежит огромное число
написанных «скользящим легким
слогом» библиофафических статей, заметок, театральных рецензий.
«Сотрудничая в изданиях различных)
направлений, народнич(еских) и
легально-марксистских,
общедемокр(атических) и кадетских, - пишет с словаре «Русские писатели»
A.M.
Грачева, - К(олтоновская) отражала настроения
интеллигенции умеренных политических) взглядов, хранящей
«культурные традиции», заветы реализма».
Теперь понятно, почему в произведениях А.С. Грина, в
«несомненной талантливости» которого она не
сомневалась,
Елене Александровне так хотелось видеть «чеховскую простоту».
«После Октябрьской
революции^ - читаем далее, -Колтоновская
работала некоторое время в Госиздате, читала
лекции в ленинградском Доме ученых им. М. Горького, была
членом литературной секции
Ленинградского союза писателей.
В середине 20-х гг. вела переговоры с И.А.
Новиковым об издании книги своих
статей о русской и советской литературе «На рубеже. Критические очерки
сквозь призму
воспоминаний».
К
сожалению, книга эта (а в ней наверняка не обошлось без
А .С.
Грина) к читателям не пришла, как и воспоминания о
петербургской литературной жизни конца
XIX
века.
Из
справки о Е.А. Колтоновской также явствует, что в 1933 г.
один из «героев» ее статей - А.Н.
Толстой - обращался к М.
Горькому с ходатайством об установлении пенсии одному из
старейших возделывателей литературной
нивы. Возымело ли действие
письмо Алексея Николаевича, мы не знаем. Известно
только, что умерла всеми забытая
«критикесса» в конде 1952 г. на своей украинской родине - в с.
Великие Будки Сумской области.
|
|
|
|