Все это,
без сомнения, занимательно,
но все это надо
прочесть...
В. Соллогуб.
Авторская песня.
 

 Вечера авторской песни. 

       Как только не называли эту песню: «гитарная», «молодежная», «городская»,  «поэтическая»… Наибольшее распространение получило выражение «самодеятельная песня» - определение, явно не точное.
           Но можно ли так называть песни, написанные   Игорем Тальковым,
 Виктором Цоем, и Владимиром Высоцким?
    В разное время они именовались и «бардами», и «менестрелями», и «певцами-поэтами». Сами они назвали себя авторами- исполнителями.
 Между тем в печати  этот термин появился еще в середине 60-х годов.
  Сегодня мы можем  говорить об авторской песне как об особом направлении поэтического и музыкального искусства. Авторская песня - полноправная часть русской культуры.
     По сути своей авторская песня представляет собой узкий пласт любительской песни, который перерос рамки этого вида самодеятельного творчества.
    Одного желания заставить себя писать авторские песни мало. Прежде всего нужно быть личностью, т.е. не просто исполнителем, но человеком с глубоким
и ясным мировоззрением, духовно богатым, интересным другим людям. Нужен, наконец, поэтический талант и умение слышать внутреннюю мелодию души.
Виктор Цой, Игорь Тальков и Владимир Высоцкий – это, прежде всего личности, а потом уже исполнители. Каждый из них как бы «уходил» от творчества остальных. Подражание в среде авторов недопустимо.
Автор пишет стихи, придумывает к ним музыку и сам исполняет свое произведение. Эта нерасторжимость, триединство слова, мелодии и пения, принадлежащее одному человеку делает содружеством разных лиц:
 поэта, композитора и артиста.
 
Одним из ярчайших его представителей стал
Владимир Семенович Высоцкий.
 
      Короткая, освященная жарким факелом творчества жизнь, непростая судьба, яркость и непохожесть талантливой личности…
На протяжении многих лет его имя обрастало слухами и легендами.
«Прекрасный артист, оригинальный поэт и замечательный, любимый народом певец. Как щедро одарила его природа! И как скупо отпустила ему дней на земле»- такими словами голосом многих отозвался на невосполнимую утрату в 1980 году писатель Юрий Трифонов. Он же продолжает: «В музыку нашей жизни 60-70-х годов Володя внес ноту высокой проникновенности, силы, жизнелюбия.
    Он пропел много печального о времени и о себе. Он был поэтом легендарного темперамента, и он ушел, не растратив его и не исчерпав себя…
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года.
Москвич по биографии и по духу он был сердечно привязан к родному городу.
Здесь прошли его детство и юность, в Москве состоялась и прошла его трудовая и творческая жизнь. Первой послевоенной осенью Володя пошел в школу.
    В 10 классе начал заниматься в драмкружке. Однако после школы поступил в    2 Московский инженерно-технический институт, но душа к технике не лежала.
           
      И на следующий год, выдержав огромный конкурс, стал студентом школы-студии МХАТ.
    В сентябре 1964 года, увидев на Таганке спектакль Брехта «Добрый человек из Сезуана», Высоцкий, собравшись с духом, пришел показаться главному режиссеру театра Юрию Любимову и был сразу же принят.
    Те, кто первый раз увидел его на Таганке вспоминают, как невысокий, ладный паренек, стоял на лестнице театра в фойе и, улыбаясь во все лицо - пел. Он стоял в начале трудного, только ему предназначенного пути, он был на пороге большой судьбы, на подступах к вершинам мастерства и творчества. Звучит песня «Друг».
 
    Еще при жизни Высоцкого его многочисленные поклонники и критики спорили – кто же он в первую очередь: певец, актер, режиссер или поэт?
Ответить однозначно на этот вопрос трудно, но есть одно обстоятельство, которое связывало эти три ремесла воедино. Это песня.
    В этом плане Высоцкий представляет собой явление удивительное, исключительное не только в нашем искусстве. Песня стала  его верным спутником в жизни и неотъемлемой частью многих театральных и кинематографических работ Владимира Семеновича.
Почти в каждом из 24 фильмов, в которых  он снялся, звучат песни в его исполнении, а к 10 фильмам им написана музыка.
    Часто бывало и так, что песни, написанные и исполненные Высоцким, перерастали рамки фильма, начинали свою собственную жизнь. Так было с фильмами «Опасные гастроли», «Сыновья уходят в бой», «Точка отсчета» и др.
Так получилось и с фильмом «Вертикаль», вышедшим на экраны в 1966 году. В этой картине Высоцкий сыграл альпиниста. Прошло уже немало лет, но лучше Высоцкого про горы и их покорителей до сих пор так никто и не написал. Звучит песня «Прощание с горами»
 Горам и людям, бесстрашно штурмующим их, он посвятил не одно свое стихотворение.
«Ты идешь по краю ледника,
Взгляд, не отрывая от вершины
Горы спят, вдыхая облака
Выдыхая снежные лавины.
Но они с тебя не сводят глаз,
Будто бы тебе покой обещан,
Предостерегая каждый раз   
Камнепадом и оскалом трещин.
                                             
Ложь, что умный в гору не пойдет                                                                       
Ты пошел, ты не поверил слухам.
И мягчал гранит, и таял лед,
И туман у ног стелился пухом.
Если в  вечный  снег навеки ляжешь ты
                                     Над тобою, как над близким.
                                     Наклонятся горные хребты
Самым прочным в мире обелиском».
     Высоцкий говорил, что из всех видов спорта альпинизм оказывает наибольшее нравственное влияние на человека. В горах воспитываются и раскрываются лучшие стороны его души, лучшие черты характера.
Дружба  это не просто благородное дело, это диалог.
 
Звучит песня «07»
    Слушая песни Высоцкого, не устаешь удивляться легкости, быстроте ее рифмы, доходчивости мелодии, кажется все просто: бери гитару, находи тему, рифмуй.  Подбери нехитрую музыку и все – песня готова!
    Однако, это не так. Несмотря на то, что Высоцкий написал вроде бы громадное количество песен, около 600, каждая стоила ему немалого напряжения сил и здоровья.
    Владимир Семенович любил слово работа. Он всегда говорил: работаю над Гамлетом, работаю в концерте, покажу песню. Работа над песнями была для него как болезнь. Песня преследовала его всюду: в поездках, на репетициях, съемках.
     Без устали работал Высоцкий на записи своих песен в студии и здесь у него не было перерывов. Когда музыканты отдыхали, он брал гитару. Садился среди них и пел новые песни, зажигая окружающих своей работоспособностью.
Оставляя себе муки сочинительства, он хотел, чтобы его песни шли к людям как корабли, раскованно и свободно.
Звучит песня «Корабли»
        
Самой распространенной ошибкой в восприятии слушателей было спутывание певца с его персонажами, далеко не всегда приятными и положительными.
Он умел взять самую банальную тему, но так обыграть и пропеть, что это заставляло людей задуматься, засмеяться от радости или заплакать от печали.
Но поняли это не сразу и лишь с годами у этого «громкого» певца аудитория становилась тише и интеллигентнее.
Песни Высоцкого человечны, в них нет презрения к неудачникам, он смеется над забулдыгами, но креста на них не ставит. Не скупится протягивать руку помощи участия озлобившимся, потерявшим веру в себя.
Каким же Высоцкий был в жизни?
На сцене открытый и распахнутый, многоликий в песнях, он оставался закрытым, сосредоточенным, скромным и незаметным в толпе.
Он спешил жить и работать, словно чувствуя, что осталось немного.
Звучит песня «Кони привередливые»                                       
      Жизнь Владимира Высоцкого оборвалась рано…
Время, как известно, залечивает раны, притупляет боль потери близкого человека, а среди искренних ценителей  творчества и самых близких людей  Владимира Семеновича его  любимая женщина –  жена Марина Влади.
Вот строки из ее книги «Владимир, или прерванный полет». « Володя беспредельно любил свою Родину – Россию.  Испытывал нежность к русскому народу, который столько страдал. Он пел и жил для народа. И вот когда Володи не стало, астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами Марса и Юпитера Влад Высоцкий, она значится под номером 2374 в Международном каталоге планет. Я часто смотрю на звезды и улыбаюсь от мысли, что среди множества планет в огромной галактике блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое небесное тело связано с именем моего мужа».
    Да, песни Владимира Высоцкого вселяют в людей веру в собственные силы на пути к торжеству разума, доброты мыслей и чувств.
 
     У молодежи конца XX века появился еще один кумир. Парень с глуховатым,  словно обветренным голосом, непослушными вихрами и по рыцарски открытым взглядом.
Виктор Цой.
 Значение его имени - победитель, символ его фамилии - вершина. Он стал совестью  молодежи 80-х годов, чье духовное взросление пришлось на великий перелом нашей общей истории.
Его родословная переплетает корейские и русские корни. Его жизнь накрепко связана с градом Петра, под суровым небом которого он обрел вечный покой.
Его поющее сердце принадлежит нашей памяти.
Песня В.Цоя « В наших глазах»
 
      Виктор родился 21 июня 1962 года в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны и инженера Роберта Максимовича. В первом классе у мальчика обнаружился  интерес к изобразительному искусству – рисованию, лепке.
 С 13 лет – он пошел на  музыкальные пробы  в группе «Палата № 6» во  главе  с Максимом Пашковым.
В 1977 году, когда  Виктору исполнилось 15 лет, он  поступил  в художественное училище им. Серова.
     Через год исключен за неуспеваемость, он поступает на завод и учится в вечерней школе. Весь 1980 год - рисует на продажу плакаты, посвященные группе «Битлз». Деньги нужны для поездок в Москву.  Летом 1981 года создает группу «Гарин и гиперболоиды» вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским.
       Осенью группу принимают в Ленинградский  рок-клуб.
 Свои самые первые песни Виктор написал, когда ему было 17-18 лет: он просто не мог не петь, ощущал жуткую потребность выговориться. Некоторые песни пропали, но большинство - вошли в его первый полуакустический  альбом «45» и были записаны  в студии с помощью Бориса Гребенщикова, которого подкупала свежесть, непосредственность, искренность и лиричность восприятия мира у юноши.
Песня В.Цоя «Это не любовь»
 
      В песнях Цоя много атрибутов сурового «городского реализма», индустриальные пейзажи: стены, подворотни, непритязательные сюжеты, взятые из жизни, подобно моментальным фотографиям, штрихи богемного обихода. Но сразу ощущается талант сочинителя: с редкой чистотой и силой запечатлело сознание подростка его наивность, открытость, трогательная незащищенность.
Цой чувствует себя одиноким, болезненно переживает это, ему нужна помощь, в чем он не стесняется признаться. Он чувствует в себе огромную нерастраченную нежность, потребность о ком-то заботиться
      Весной 1982 года Виктор знакомится с Марианной.
Группа молодых людей: Алексей Рыбин, Олег Валинский и Виктор Цой плодотворно работают, над записью очередного  альбома и случайно выскочившее слово кино становится новым названием их группы.
Как вспоминает Рыбин, слово «кино»- это вид искусства, но имеет много общего с рок- музыкой: оба - специфически современные виды, связанные со сложной аппаратурой, оба временные, почти не  закрепленные в материале и оставляющие большой простор воображению.
     В 1983 году с музыкантами «Аквариума», Виктор записал свой  второй официальный альбом «Начальник Камчатки» (имеется в виду котельная на Петроградской стороне, хотя Цой стал работать там значительно позже). Альбом продолжает лирическую тему предыдущих записей в ином качестве:
автор создает свой образ - последнего героя.
Это – персонаж духовно ищущий, осознающий необходимость индивидуации.
     Популярность избавляет  Виктора от одиночества, он понимает свою необходимость людям, которые слушают его песни. Он ощущает близость к тем, кто перестал молчать, кто хочет заявить о своих правах.
В  конце 1987 года был записан альбом «Группа крови», признанный критикой лучшим рок-альбомом года. В этом же году  Виктор снимается в фильме «Игла», а в1988 году фильм выходит на экраны.
    Действие, к которому призывает Цой,- категория философии, очень серьезно ставится вопрос о  смысле  жизни.
В строках Виктора жизнь предстает как война, причем между землей и небом, а поле боя – человеческая душа. Автору небезразлично, какой ценой будет куплена итоговая победа.
Жизнь – лишь слово, важно чем ее заполнить. Благородно- заполнить ее любовью.
    Путь героя – суровый «путь воина».
В итоге Цой приходит к пониманию Времени  как Истории. Это заметно в песнях альбома «Звезда по имени Солнце» (1989 г.)
    И, уходя из-под охранительного крова, чтобы обрести себя, Цой произносит      6 только одно, важнейшее для него слово – верь.
Последние песни Виктора Цоя создавались в обстановке некоторого ажиотажа, связанного с давлением нахлынувшей славы. Группа «Кино» в последние два года много ездила по стране в ранге «суперзвезд», посетила Францию, США, Японию.   Конечно, это создавало нервозность. Может поэтому последний, вышедший посмертно «Черный альбом» в 1990 году, получился по настроению раздумчивым.
      Как нередко бывает с тонко чувствующими натурами, Виктор предсказал свою нелепую смерть, а вот уберечься от нее не смог.
В одной из  песен Цоя есть такие слова: «смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того чтобы ждать…»
В самую короткую и самую светлую ночь над Санкт-Петербургом – 21 июня он разбился  на мотоцикле на большой скорости. Он ушел… унося свою тайну. Каждый истинный творец не может быть разгадан до конца.
Песня В.Цоя «Последний герой»
 
Истинный талант обладает пророческим даром. Справедливость этой истины подтвердил своей жизнью и смертью поэт и музыкант  Игорь Тальков.
 
Поэты не рождаются случайно.
Они летят на Землю с высоты.
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты…
Игорь Тальков родился  4 ноября 1956 года, в день празднования образа Казанской Божией Матери - особо почитаемой на Руси чудотворной иконы, которая не раз помогала спастись от вражеских нашествий…
Может, оттого  Игорь остро чувствовал все, что враждебно России, что губит ее.
И страстное желание защитить, оградить, спасти бросало его на борьбу с силами зла. Он знал: те, кто громко говорит правду, быстро погибают. Но поэты России готовы на жертву.
Песня И.Талькова «Родина моя»
    Сильная рука поэта, сжатая в кулак, раскачивает державные колокола нашей души. И мы слышим набатный призыв: «Проснись, Россия! Ты сошла с ума!.»
  В грозовом небе над Россией с карканьем, в сатанинском хороводе кружатся стаи «слуг преисподней».
Но взмыла в небеса душа поэта, как белый кречет
бьет и разгоняет всю эту нечисть.
 В смутное время явился божественным посланцем Святой Руси - Игорь Тальков.
Я пророчить не берусь.
Но точно знаю, что вернусь,
Пусть даже через сто веков  в страну не «дураков», а гениев
 И поверженный в бою, я воскресну и спою
На первом дне рождения Страны,  вернувшейся с войны.
«Я вообще такой человек, которому непременно нужно любить и верить»-             говорил о себе Тальков.
В одном из интервью ему задали вопрос:
-Какой смысл Вы вкладываете в понятие духовное возрождение?
Игорь ответил так: -Духовное возрождение - это, безусловно, вера. Человек без веры просто животное. И, еще, когда человек верит, он добреет.
 
Песня И.Талькова «Этот мир»
 
 Его знала вся страна, и не просто знала, а почитала.
Именно от него мы услышали с эстрады песни, несущие слова правды  так болеющего за Отечество, человека.
В нашей разрушенной, заплеванной, ограбленной, нищей стране, многие люди стесняются говорить о любви к Родине, даже если в душе у них осталась искра патриотизма.
 
Игорь Тальков сотрудничал с различными группами: «Апрель», «Вечное движение», «Калейдоскоп», работал в театре Маргариты Тереховой, в музыкальном центре Стаса Намина.
Всегда мечтал создать «Театр песни», имеющий возможность оказывать поддержку начинающим малоизвестным музыкантам.
Известность певца и оранжировщика пришла к нему после исполнения песни «Чистые пруды».
Песня «Чистые пруды»
 
Совершенно неожиданно песня становится популярной, и на Талькове ставят клеймо «лирик», не принимая всерьез другие остросоциальные песни, в которых он пел о боли настоящих русских людей.
 Время шло. И Талькова узнали не только как лирического исполнителя, но          8
 и как создателя песен гражданского содержания, что было для него очень важно, поскольку политические и социальные песни это был крик души, его метод борьбы с несправедливостью, ложью и злом.
 Ощущая себя сыном некогда гордой и богатой, а теперь растерзанной и нищей страны, рискуя потерять работу, наживая себе неприятности, Тальков решает со сцены спеть свою горемычную, считавшуюся властями криминальную песню «Россия».
     Вскоре после того, как прозвучала эта песня по телевидению, Игорю позвонил режиссер Салтыков и предложил главную роль в фильме «Князь Серебряный».
Игорь согласился, так как хотел показать, какими были наши предки: бояре, князья. Через образ князя Серебряного подчеркнуть благородство, величие русского духа, то, что унаследовала русская дворянская интеллигенция и что истреблено, утрачено в современных поколениях.
Т      альков считал себя русским патриотом. Ему было небезразлично, что происходит с Россией. С теми, кто  насиловал его Родину, кто пытался разрушить ее традиции, культуру, боролся и воспринимал  это примерно так же, как оскорбление своей матери.
Любовь - вот принцип существования всего на земле.  Любовь для Игоря Талькова была стимулом жизни, вечным поиском, и возможностью роста и совершенствования.
 
     Невзирая на неудобства, усталость и финансовые проблемы колесил он с гастролями по стране, стараясь донести свои песни до людей.
С 20 по 22 августа 1991 года, когда в нашей стране была драматическая ситуация Игорь Тальков находился в Вятке с сольными концертами. Своими песнями он непримиримо боролся против хамства, безверия и бездуховности.
И перед своим последним концертом  Тальков, как перед боем, не просто надевал сценический костюм, он полностью облачился во все  белое и чистое, веря в то, что зритель должен видеть у микрофона не только артиста, но и доктора человеческих болезней.
Пуля сразила певца прямо на сцене, но песен его убить не удалось.
 
     Игорь предполагал, что его убьют при большом стечении народа и убийцу не найдут…
Поэты часто предчувствуют свою судьбу.
 Роковое 6 сентября 1991 года. Санкт-Петербург, комплекс «Юбилейный».
 Все случилось быстро, внезапно, словно по чьей-то неведомой воле.
Игоря Талькова больше нет с нами.
Но его творчество продолжает вызывать самые разные эмоции - печаль, радость,
негодование, протест, но никогда  равнодушие. Потому что в его песнях - боль за униженную гордость русского народа, самого терпеливого и мужественного.
Сила творчества Талькова в его честности. Он писал и пел только о том, что чувствовал.
Игорь твердо верил, что будет у России рассвет.
 
Благодаренье Богу и хвала,                                                                                           9
Что у России есть сыны такие,
Что не скудеет наша Русская Земля
И что взошло на небосклоне ваше имя,
                        Так дай вам Бог и в возрасте Христа,
                         Коснувшись Чаши, миновать Креста.
 
Подводя итог нашей сегодняшней встречи, хочется сказать, что идеей авторской песни стала идея суперценности человеческой личности.
Миссия  авторской песни состоит в духовном освобождении человека.
И, следовательно, состояние души и возраст, находятся в прямой зависимости от ее наполненности любовью к добру и просто любовью…
Спасибо за внимание и предлагаем вопросы по мероприятию:
 
1. Как раньше называли авторскую песню? (гитарная, самодеятельная)
2. Кто из упоминаемых певцов родился 25 января? (В.Высоцкий)
3. Сколько песен он написал за свою жизнь? (около 600)
4. О ком из исполнителей еще сегодня шла речь?
5. Какую группы создал Виктор Цой? («Кино»)
6. В каком фильме он снялся? (Игла)
7.Какой альбом В.Цоя вышел посмертно? («Черный альбом», 1990 г.)
8.Какая самая популярная песня Игоря Талькова?
9. О чем пел И.Тальков?
10.Как погиб Игорь Тальков? (Выстрел прямо на сцене комплекса «Юбилейный»)

  Назад


| Главная | Встречи | Новости  |  Гостиная  |  Читальный зал  | Архив  | Авторы 
| Ссылки  |

© Copyright  2005. Все права защищены. г.Слободской,Кировская область. Библиотека им А.Грина.  

 
Сайт управляется системой uCoz