-
Детская библиотека –
информационный центр краеведческого просвещения.
-
- Пупышева А.Е.,
зав.детской библиотекой-филиалом п. Вахруши
-
- Любовь к
родной земле – важнейшее чувство. Оно появляется в человеке с момента его
рождения и остается с ним на всю жизнь. Нельзя заставить любить Отечество.
Любовь надо поддерживать и воспитывать. Именно это и является главной
целью краеведческой деятельности библиотеки.
- Библиотека
работает по программе «Мы – вятские», цель которой – приобщить детей к
культурному наследию Вятского края.
- Стремясь постоянно
поддерживать у юных читателей интерес к краеведению, мы используем
различные формы и методы библиотечной работы и досуговой деятельности.
- К услугам
читателей – многочисленные картотеки, альбомы, папки публикаций
периодических изданий на самые разнообразные темы: «Наш край», «Писатели
Вятки», «Экология края», «Тропами героев-земляков», «История п. Вахруши».
- Без этих
накопительных материалов нельзя представить работу по краеведению, так как
книг по истории малой родины практически нет, поэтому мы в течение вот
уже многих лет бережно собираем материал о родном крае. В этом нам
помогают старожилы поселка, школьный краеведческий музей, местные
периодические издания и, конечно же наши читатели.
- С целью воспитания
у детей потребности краеведческих знаний, мы постарались раскрыть
многообразие фонда литературы по краеведению.
- На абонементе для
детей дошкольного и младшего школьного возраста оформлены постоянно
действующие выставки: «Это вам, ребятушки, о родимой Вятушке», «Писатели
вятчане – для малышей вятчан», для детей среднего и старшего школьного
возраста – выставка «Земля наша Вятская» с разделами: «Дела давно минувших
дней», «Поэзия родной природы», «Вятские умельцы», «Наше наследие». В
читальном зале оформлена выставка «Моя малая родина», где представлен
материал по истории нашего поселка.
- Чтобы
выставки были интересными и привлекательными, для их оформления
использовали материалы из тематических папок, стихи местных поэтов,
фотоэтюды о природе родного края.
- Не редкость в
библиотеке и проведение массовых мероприятий на краеведческую тему. Они
разнообразны. Это обзоры литературы, викторины, игры, путешествия: «По
родным просторам». «Загадки Деда-краеведа», «Знатоки идут по следу» и
многие другие.
- Неизменным
успехом пользуются у нас мероприятия Книжкиной недели. Уже стало
традицией, один из дней этой недели посвящать краеведению.
- Так, в прошлом
году в библиотеке совместно со школой №2 и Домом культуры п. Вахруши
прошел конкурс «Родина малая – родина милая», посвященный истории поселка
и 150-летию кожевенного производства, цель которого
- -пробудить интерес
детей к истории нашего края,
- -выявить и развивать
их творческие способности.
- Мероприятие по
подготовке получилось комплексным, т.к. ему предшествовала большая
работа: в течение двух месяцев ребята писали сочинения, рассказы, стихи,
рисовали природу нашего края, работали с буклетами, отвечали на вопросы
викторины.
- Победители
конкурса определялись по номинациям: «Я сочиняю», «Юный художник», «Мастер
золотые руки», «Лучший краевед – буклетист».
- По итогам
конкурсных работ в библиотеке была оформлена выставка «Мой поселок в
рисунках, фотографиях, поделках и сочинениях».
- В результате
этого конкурса мы пополнили материал по истории нашего поселка и создали
рукописную книгу «Наша малая родина», которая состоит из творческих работ
наших читателей.
- После
проведения данного мероприятия мы проанализировали вс проделанную работу.
Выяснилось, что при заполнении буклетов, отвечая на вопросы викторины,
дети младшего школьного возраста испытывали затруднения, особенно
вопросов, касающихся истории нашего поселка.
- Сделав
соответствующие выводы, мы задались целью – углубить знания детей о родном
поселке, пробудить в них интерес и желание к изучению прошлого и
настоящего края, используя для этого игровой материал.
- Книг по
краеведению для малышей очень мало, а по истории поселка их вообще нет.
Переработав документальный материал, мы написали сказ о родном поселке в
фольклорном стиле. Нам хотелось не только рассказать детям об истории
возникновения поселка Вахруши, но и показать, каким он был в далеком
прошлом.
- Для этого
мы использовали стендовый театр – фланелеграф. Он представляет собой
доску, обтянутую фланелью. Фланель хорошо держит фигурки персонажей.
Нарисовали старинные избы, фигурки людей. На фланелеграф прикрепили макеты
леса, неба, солнца, речки.
- Сказ велся от
лица старожительницы поселка Пелагеи Тихоновны. По мере её рассказа
свободное пространство фланелеграфа заполнялось макетами домов и фигурками
героев.
- Ребята как бы
сидели перед экраном, с интересом слушали сказку и смотрели, как рождался
поселок. Неотъемлемой частью мероприятия была музыка. Для этого мы
использовали русские народные песни, пляски, пение птиц, звуки леса.
- Данное
мероприятие, конечно, требовало большой и трудоёмкой подготовки. Но мы
были очень довольны, когда видели, с каким интересом и вниманием слушают
малыши рассказ о своей малой родине.
- В настоящее
время библиотека продолжает поиск новых сведений о родном поселке, тесно
взаимодействует со школьным музеем.
- Как сказал
Д.С. Лихачев : «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на
которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего
общества». И наша библиотека на сегодняшнем этапе является центром общения
ребенка с книгой, школой начального литературного и краеведческого
просвещения детей, проживающих в поселке Вахруши.