Организация
обслуживания
социально незащищенных групп читателей в процессе
библиотерапии.
Степанова В.Т., заведующая Сунцовской СБФ
Книга, как
инструмент библиотерапии, обладает мощным, общедоступным читателю средством,
способствующим формированию у него навыков и способностей противостоять
неординарным ситуациям, укрепляет силу воли, наращивает
интеллектуальный и образовательный уровень.
Книги оказывают сильное
воздействие на эмоциональную сферу человека. Одни успокаивают, другие
тонизируют, придают бодрость и хорошее настроение.
Для людей пожилого
возраста, пенсионеров, одиноких, инвалидов, сирот-детей, детей-инвалидов очень
важно, чтобы в их руки попала книга, с помощью которой он почувствует себя
оптимистом, найдёт в себе силы противостоять
трудностям. Целебно действуют на таких людей остроумные книги,
юмористическая и сатирическая литература.
Чтение таких книг вызывает у людей
смех и радость. Чтение классической литературы даёт людям надежду на лучшую жизнь.
Для детей-сирот, детей-инвалидов книги могут быть
использованы в целях преодоления различных страхов, нервных срывов, проблем
адаптации к одиночеству и т.д.
Для детей младшего возраста необходимы сказки, рассказы о животных,
для подросткового периода - романтическая литература, где ярко
выражена нравственная проблематика.
Людям пожилого возраста нужна литература жизнеутверждающего характера. Им нравится читать
«правдивые» книги, исторические романы, «книги о деревне», при этом у них
укрепляется чувство самоуважения, осознания
правильности прожитой жизни, появляется
желание бороться со старческими недугами и радоваться жизни. Для инвалидов, у которых наблюдается потеря интереса к жизни, апатия,
подавленное настроение, в процессе библиотерапии важно найти правильный
подбор книг, который поможет отвлечься от мыслей о болезни, избавляет от
депрессии.
• Сегодня
книги доступны каждому. И мы можем не
опасаться, что в будущем произойдёт
искоренение книги, напротив, до опьянённых прогрессом людей вскоре дойдёт, что функции письма и книги непреходящи. Человек видит в
книге магическую силу, способную
взволновать, обрадовать, ответить на возникшие вопросы. Есть книги-друзья,
книги-бойцы, книги-наставники.
Классическая литература учит человеколюбию, развивает любовь к чтению.
Юмористическая литература
даёт возможность людям более открыто и свободно вести себя в трудных ситуациях.
Фольклор, сказки повышают
интерес к окружающему миру, уводят от проблем, приглушают чувство
неполноценности.
Детективная литература побуждает читателя к смелости,
риску,
находчивости.
Драматургия
учит диалогу, правилам общения.
Специальная (медицинская, педагогическая, юридическая и
др.) литература даёт читателю конкретные знания, стимулирует активности
читателя.
Вырос спрос на книги В. Пикуля «Фаворит», Г. Уэллса
«Машина времени», К. Дойлл «Приключения Шерлока Холмса», Л.
Бородина «Женщина и море», А. С. Пушкина «Капитанская дочка», М. Сервантеса
«Дон-Кихот».
Библиотерапия - мощное средство помощи людям в их попытках справиться с
физическими и эмоциональными расстройствами.
Приоритет библиотерапии несомненно в области помощи социально незащищённым группам
читателей.
• В программе «Орден Милосердия», по которой работает Сунцовская
СБФ Слободской ЦБС библиотерапии отведено одно из приоритетных направлений:
1) работа с людьми пожилого возраста;
2) работа с детьми-инвалидами в клубе «Орбита общения».
Людей пожилого возраста жизненные неурядицы побуждают обращаться к чтению
как к средству преодоления душевного дискомфорта, депрессии. Библиотеку они воспринимают как
«оазис», «убежище» и т.п.
От умения библиотекаря
общаться с такими людьми зависит появление у
них чувства удовлетворения, уверенности в своих силах. Библиотерапия для таких
читателей осуществляется с помощью
устного слова (рекомендация, информация), печатного слова (книга), наглядных средств (картины,
кино, диафильмы). Очень важно
научиться понимать состояние таких читателей и уметь выразить намерение
им помочь.
Цель библиотерапии при работе с детьми-инвалидами -отвлечь
ребёнка от испытываемого им дискомфорта, таким детям
необходимы смех и радость, которые несут с
собой добрые и весёлые книги, что помогает нормальному развитию духовного мира
ребёнка.
Встречи детей-инвалидов в клубе «Орбита общения» с ребятами
сверстниками ведут к адаптации в коллективе, установлению дружеских и
доброжелательных контактов.
Библиотерапию не смогут заменить ни телевидение, ни кино. Эти средства массовой
информации иногда сегодня даже невротизируют
человека, не дают жизненных ориентиров, которые читатели найдут в книгах.
Но для более эффективного использования книги для любых категорий
читателей, чтобы они почувствовали себя оптимистами, необходимо параллельное
использование музыкотерапии, кино.
В библиотеке ведётся папка-досье «Встреча с оптимистом»,
систематическая картотека «Библиотерапия», включающая сведения газетных и журнальных статей по
данной теме.
Умело подобранная книга
может оказать большую помощь. Упавший духом человек почерпнёт в ней силу и
мужество, уверенность в себе и бодрость. Искусство слова способно вызвать
душевный переворот в человеке, изменить его взгляды, а порой и его жизнь. А
иногда и простого дружеского слова библиотекаря
бывает достаточно, чтобы поднять человеку
настроение, придать ему мужества и
сил.