Все это,
без сомнения,
занимательно,
но все это надо
прочесть...
В. Соллогуб.
| Главная | Встречи | Новости  |  Гостиная  |  Читальный зал  | Архив  | Авторы  | Ссылки  |

 

Организация  обслуживания социально незащищенных групп читателей в  процессе  библиотерапии.
Степанова В.Т., заведующая Сунцовской СБФ
 
             Книга, как инструмент библиотерапии, обладает мощным, общедоступным читателю  средством,  способствующим формированию у него навыков и  способностей  противостоять неординарным   ситуациям,   укрепляет   силу   воли,   наращивает интеллектуальный и образовательный уровень.
Книги оказывают сильное воздействие на эмоциональную сферу человека. Одни успокаивают, другие тонизируют, придают бодрость и хорошее настроение.
Для людей пожилого возраста, пенсионеров, одиноких, инвалидов, сирот-детей, детей-инвалидов очень важно, чтобы в их руки попала книга, с помощью которой он почувствует себя оптимистом, найдёт в себе силы противостоять трудностям. Целебно действуют на таких людей остроумные книги, юмористическая и сатирическая литература. Чтение таких книг вызывает у людей смех и радость. Чтение классической литературы даёт людям надежду на лучшую жизнь.
Для детей-сирот, детей-инвалидов книги могут быть использованы в целях преодоления различных страхов, нервных срывов, проблем адаптации к одиночеству и т.д.
Для детей младшего возраста необходимы сказки, рассказы о животных, для подросткового периода - романтическая литература, где ярко выражена нравственная проблематика.
Людям пожилого возраста нужна литература жизнеутверждающего характера. Им нравится читать «правдивые» книги, исторические романы, «книги о деревне», при этом у них укрепляется чувство самоуважения, осознания правильности прожитой жизни, появляется желание бороться со старческими недугами и радоваться жизни. Для инвалидов, у которых наблюдается потеря интереса к жизни, апатия, подавленное настроение, в процессе библиотерапии важно найти правильный подбор книг, который поможет отвлечься от мыслей о болезни, избавляет от депрессии.
•           Сегодня   книги   доступны   каждому.   И   мы   можем   не опасаться, что в будущем произойдёт искоренение книги, напротив, до опьянённых прогрессом людей вскоре дойдёт, что функции письма и книги непреходящи. Человек видит в книге магическую силу, способную взволновать, обрадовать, ответить на возникшие вопросы. Есть книги-друзья, книги-бойцы, книги-наставники.
Классическая литература учит человеколюбию, развивает любовь к чтению.
Юмористическая литература даёт возможность людям более открыто и свободно вести себя в трудных ситуациях.
Фольклор, сказки повышают интерес к окружающему миру, уводят от проблем, приглушают чувство неполноценности.
Детективная литература побуждает читателя к смелости, риску, находчивости.
Драматургия учит диалогу, правилам общения.
Специальная (медицинская, педагогическая, юридическая и др.) литература даёт читателю конкретные знания, стимулирует активности читателя.
Вырос спрос на книги В. Пикуля «Фаворит», Г. Уэллса «Машина времени», К. Дойлл «Приключения Шерлока Холмса», Л. Бородина «Женщина и море», А. С. Пушкина «Капитанская дочка», М. Сервантеса «Дон-Кихот».
Библиотерапия - мощное средство помощи людям в их попытках справиться с физическими и эмоциональными расстройствами. Приоритет библиотерапии несомненно в области помощи социально незащищённым группам читателей.
• В программе «Орден Милосердия», по которой работает Сунцовская СБФ Слободской ЦБС библиотерапии отведено одно из приоритетных направлений:
1) работа с людьми пожилого возраста;
2) работа с детьми-инвалидами в клубе «Орбита общения».
Людей пожилого возраста жизненные неурядицы побуждают обращаться к чтению как к средству преодоления душевного дискомфорта, депрессии. Библиотеку они воспринимают как «оазис», «убежище» и т.п.
От умения библиотекаря общаться с такими людьми зависит появление у них чувства удовлетворения, уверенности в своих силах. Библиотерапия для таких читателей осуществляется с помощью устного слова (рекомендация, информация), печатного слова (книга), наглядных средств (картины, кино, диафильмы). Очень важно научиться понимать состояние таких читателей и уметь выразить намерение им помочь.
Цель библиотерапии при работе с детьми-инвалидами -отвлечь ребёнка от испытываемого им дискомфорта, таким детям необходимы смех и радость, которые несут с собой добрые и весёлые книги, что помогает нормальному развитию духовного мира ребёнка.
Встречи детей-инвалидов в клубе «Орбита общения» с ребятами сверстниками ведут к адаптации в коллективе, установлению дружеских и доброжелательных контактов.
Библиотерапию не смогут заменить ни телевидение, ни кино. Эти средства массовой информации иногда сегодня даже невротизируют человека, не дают жизненных ориентиров, которые читатели найдут в книгах.
Но для более эффективного использования книги для любых категорий читателей, чтобы они почувствовали себя оптимистами, необходимо параллельное использование музыкотерапии, кино.
В библиотеке ведётся папка-досье «Встреча с оптимистом», систематическая картотека «Библиотерапия», включающая сведения газетных и журнальных статей по данной теме.
Умело подобранная книга может оказать большую помощь. Упавший духом человек почерпнёт в ней силу и мужество, уверенность в себе и бодрость. Искусство слова способно вызвать душевный переворот в человеке, изменить его взгляды, а порой и его жизнь. А иногда и простого дружеского слова библиотекаря бывает достаточно, чтобы поднять человеку настроение, придать ему мужества и сил.

Назад

Сайт управляется системой uCoz