|
-
|
-
-
Давным-давно помещение
закрытой
советскими
властями церкви было передано
местному краеведческому музею. А
где-то в средине 70-х хранилища музея слегка потеснили,
и один из церковных подвалов
передали под склад районной
киносети. Однако сводчатые стены подвала были
слишком низкими, а потому решено
было на полметра углубить земляной
пол. Работы проводил мастер по ремонту киноаппаратов
В.Колегов, лопата которого
наткнулась на что-то твердое. В
итоге любопытный мастер на полуметровой
глубине раскопал около 12 черепов, в том числе
детских, и множество останков костей,
беспорядочно наваленных
друг на друга. А также вещи,
в
том числе бумажные купюры
образца 1918 года. Такой факт в народе было не таить.
-
К Месту происшествия прибыли
милицейские
и КГБешные
чины, представители местныхорганов власти
«официальные лица». Сегодня
можно
представить ту идеологическую обстановку, которая нагнеталась
в стране в 1977 году.
Поэтому
порешили просто - очевидное
представить невероятным. Копнув еще несколько раз, «обнаружили»
в земле двухкопеечную монету
1825 года и несколько предметов из обихода того же
времени. И в головах коммунистических идеологов
сошел воистину иезуитский
плаh.
-
Вот что написала районная газета
«Ленинский путь» 23 июня
1977 года: «Глухое помещение со
сводчатым
потолком. Оно было,
видимо, сделано или для хранения ценностей, или для изолирования неугодных церкви людей».
Чем же но дети «не угодили»
церкви, и далее: «Что это за трупы?
Семейный склеп, жертвы
церковников
или что-то другое?
...На семейный
склеп помещение не похоже,
нет
остатков гробов.
Все это дает
основания предполагать,
считают судебно-медицинский
эксперт, работник прокуратуры
и директор музея, присутствовавшие
при раскопках,
что эти люди скорее всего стали
жертвами
священнослужителей
(! - Е.П.) Благовещенской церкви».
-
Правда, у автора той
статьи,
местного историка и журналиста
С.Лалетина совесть все-таки
была, поэтому он, понимая, что
выдвинутая парторганами версия
- это стопроцентная ахинея,
все-таки в конце приписал:
«Хотя это суждение и убедительно,
но оно является не окончательным.
Полная разгадка этой
темы еще не найдена. Раскрыть
тайну -
задача
краеведов н местных
историков».
-
Кстати,
судмедэксперт Киселев
тогда же признал, что останкам
«более 100 лет». В общем, намёк понял. Но поступить по-другому
он в ту пору вряд ли бы
смог, чтобы не оказаться выкинутым
на улицу с «волчьим билетом»
в
кармане... Да и остальные
очевидцы и участники событий,
которые проживают сегодня
в Слободском, похоже. были
достаточно запуганы «органами».
Иначе чем объяснить тот
факт, что
заранее предупрежденные местными краеведами о нашем
визите в город, они категорически отказались от встречи: кто-то
просто «исчез», кто-то напился
до
изумления. Ведь подписка
о неразглашении срока не
имеет... Тот же
фактор, кстати, имел место при нашем расследовании
массовых убийств голодом и
холодом пленных «сталинградских»
немцев под тем же
Слободским.
Древние старушки
признавались, что боятся об этом
рассказывать, так как еще полвека
назад давали
подписку.
-
- Ч
то же на
самом деле могло
произойти в подвале
Благовещенской
церкви?
Оттолкнемся
oт
главной улики -денежных
купюр 18 года, о находке
которых стыдливо умолчала
газета «Ленинский путь». Для этого представим обстановку в
Вятской губернии в конце 1918
-начале
1919 года. В ту пору Слободской, пожалуй, единственный" раз за
свою почти пятивековую историю оказался прифронтовым
городом. Колчак наступал
на восток, взяв Пермь.
Белые
отряды
проникали на север
губернии. В Слободском располагался
штаб азинской армии.
Город,
ставший «укрепрайоном»,
находился на военном положении.
Чтобы пресечь контрреволюционные выступления и сочувствие населения к
белым в
тылу, большевики - исторический факт - брали в
заложники
всех мало-мальски известных в
городе людей. Естественно, с семьями.
В уездном центре, не
имевшем тюрем, церковные звуконепроницаемые
подвалы с
массивными
дверями были идеальным местом для их содержания
и дальнейшей казни.
-
Кроме того,
по свидетельству
местного
краеведа Николая Чуракова. старожилы рассказывали,
что упомянутый подвал
не
был в городе единственным застенком.
За Благовещенской церковью,
ближе к реке, сохранились
стены еще одной. Сретенской
церкви. Там было два подвала,
один под другим, которые
имели выход в
овраг. В 18-м. а потом и в тридцатые годы, людей
там расстреливали и засыпали
землей в овраге. Да и в подвалах
сегодняшней художественной
школы, где располагался
штаб армии
большевиков, сохранились
вмурованные
в стены
кольца, на которых распинали
арестованных,
и следы пуль и
крови под побелкой.
-
Сколько
же
всего ни в
чем не повинных мирных
людей, в том числе женщин
и детей, было
расстреляно и погибло в тихом уездном городе
при большевистской власти, подсчитать
сегодня невозможно.
-
Таким образом,
осквернив
убийством
православные храмы, коммунисты
пытались «перевести стрелку» на самих церковников. Можно только представить,
как в семидесятых
после подобного
идеологического акта смотрели в Слободском на проходящего
священника. Да и количество прихожан могло резко сократиться...
-
Через несколько
месяцев
после начала красного
террора в одну из ночей
к берегу Вятки под городом Слободским
прибило волнами простреленный
пулями пароход.
Когда представители власти поднялись
на борт, то увидели ужасающую
картину: вся палуба
была завалена трупами красноармейцев
большевистского продотряда,
отправленных в верховья
реки отбирать зерно у крестьян.
Двое из них, командир Худяев и красноармеец Субботин,
были похоронены в братской могиле у Благовещенской церкви,
буквально в
десяти
метрах от
того самого подвала. Что тут еще можно сказать?
Ведь по большому
счету все они
- и в подвале,-и в братской могиле - стали
жертвами событий, которые начались в Петрограде
осенней ночью 17 года.
25
октября по старому стилю...
-
Евгений Пятунин
-
P.S.
С праведливости ради следует
напомнить, что в том же 1918 голу
большевиками был
расстрелян протоиерей
упомянутой нами Преображенской церкви (собора) отец Алексей Лопатин.
Резолюция в деле была такова:
«Т.Лотошников. Арестованного попа Лопатина, которого конвой передает
вам вместе с этим
письмом, нужно
расстрелять и хорошенько закопать у вас же в тюрьме.
В.Горин. 25.08.1918
г.».
|
|
|
|