Все это,
без сомнения,
занимательно,
но все это надо
прочесть...
В. Соллогуб.

А.А. Миклашевская

Театральная история Вятского края


Слободской врач
Эмилия Ивановна ПЭМА
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Написать письмо


Августовской прохладой имя звучит

Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязаняж.
С. ЕСЕНИН.
Воздадим должное Женщине:
Пушкин без Натальи Гончаровой немыслим. Ян Райнис без Аспазии не Райнис, Есенин без Августы Миклашевской - не Есенин. И, не приемля ахматовскую женскую ревность к подруге поэта, возблагодарим зтих женщин за тот клад, который без них нам не достался - бы, - Поэзию Любви.

 В военные годы актриса А.А. Миклашевская жила в скромной   клубной   гримерной в г. Слободском. Наверное, это был очень трудный период ее жизни. Но театр - он и в столице, и в провинции театр, с талантами и  поклонниками. И, может  быть,  слободской врач Эмилия Ивановна ПЭМА - единственная, кто,  не  претендуя  на  историческую  точность,  призвав  на  помощь свои детские воспоминания, обложившись   томами   есенинских стихов и воспоминаний о нем, может что-то сказать об этой  женщине, В основе  зтих  воспоминаний не научный  поиск, а единственно любовь русского интеллигента к поэзии, Поэту и его музе... 

Когда я окончательно заболела Есениным, его циклом «Любовь хулигана», его любовью, тогда поняла, ЧТО я много лет назад упустила. Ведь было рядом, рядом, а я не верила, не приняла.

   Я к этой женщине, Августе Леонидовне Миклашевской, единственно no-настоящему любимой С.А. Есениным, пришла через упрямое детское неприятие. Я её не любила, не признавала, ничего не хотела о ной слышать... Это было в мои проклятущие 13 лет, в военные годы, когда только начала мало-мальски соображать.

   Все тогда, в 1942 г.знали, кто  такой   Есенин:  стихи  писал,  по пьянке убил себя, его книжки никому не нужны, запрещены, за них можно угодить туда, куда никому не хочется. Но в каждой культурной семье в провинции в ходу были имена Надсона, Мережковского, Соловьева, Бальмонта, и вопреки всему всплывал Есенин с его бесподобно красивыми стихами. Он присутствовал в семьях, и как прекрасно было петь «Письмо к матери», особенно с мамой... В 50-х годах его стихи уже можно было читать вдоволь.

    Я не просто его поклонница. Я его люблю. Это мой поэт. Читая все подряд, обратила внимание: есть серия стихов особенно нежных, чувственных, проникновенных и... адресных. «Заметался пожар голубой...», «Ты такая ж простая, как все...», «Пускай ты выпита другим...", "Дорогая сядем   рядом...»,   «Ты  прохладой меня не мучай...» и еще, и еще...

    Возвращалась назад, опять читала про клены, про кошек и собак, мать, сестру, разных женщин - нет, это все не то. И снова: «Первый раз я запел про любовь, первый раз отрекаюсь скандалить». Как это первый раз? Два раза был женат, и еще как женат, весь мир наблюдал за его второй женитьбой - на Айседоре Дункан, и вдруг в 23-м году запел первый раз про любовь, и разлилось половодье нежности, грусти, сожалений. «Расскажу, как текла былая наша жизнь, что былой не была...» Мороз по коже...

   Вот ее портрет, но можно не смотреть, а только стихи читать - он рисует ее словом, любимую свою женщину. Это вам не Васса Железнова, не «41-й». «Августовской прохладой имя твое звучит...» Единственная среди всех, кто после смерти его поспешил с воспоминаниями, сказавшая: я ничего не сделала, чтобы остановить.

   В детстве мы смотрим одними глазами, в зрелости - другими. Годы ушли, и сейчас одолевает чувство вины перед собой за все: маме мало тепла дала, мужу много чего хорошего не сказала, И вот - эта женщина, была рядом, можно было потрогать, наговориться, поглядеть в глаза! Нет... И вот теперь она не дает мне покоя.

   В 1942 г. в Слободской приехал и расположился в клубе им. Горького Кировский драмтеатр, так как в Киров эвакуировался Ленинградский Большой драматический. Августа Леонидовна Миклашевская, актриса Московского камерного театра, приехала с кировчанами. Я не знаю, с каких пор была она в Вятке, как оказалась в театре, я не знаю о ее Жизни здесь... Я знаю только, что в одной из гримерных клуба жила она, вдохновившая Поэта России на вечные его стихи.

   Мы тогда говорили не «клуб», а «театр», потому что труппа приехала настоящая, артисты были настоящие, афиши - настоящие. Театр во время спектаклей был забит до предела, люди шли душу успокоить от войны.

   Война и все, что было до нее, не располагали к нежности, лирике. Отцы на войне, в семьях еще узелки со сменой белья и горстью сухарей не распакованы, потому что Колымой еще пахло. Ссыльных в Слободском было очень много, и девчонки, о которых пойдет речь, тоже были дочерьми репрессированных. Но они - звездочки, умницы, самые пионерки из пионерок, самые правильные.

   Вот фотография. Три девочки, нa обороте надпись: «Ася, Аня и Таня. 12/III-42г. Г. Слободской, у Мироненки. 6 класс. В тот день мы запоздали на алгебру и получили выговор от Анастасии Ивановны. Ходили к А.Л.М. и повздорили с Милей. Ничего особенного в тот день не произошло, но все-таки в старости каждая мелочь молодости покажется интересной».

   13 лет! Это мне очень много говорит. Имена - «театральные» псевдонимы, влияние Миклашевской. Их зовут Нина Бостанджьян (отец репрессирован, ссыльная, фанатичка театралка, стала профессиональной актрисой, женой актера, играла в театрах разных городов, в том числе 15 лет - в Кировском ТЮЗе); Верочка Новикова (дочь расстрелянного коменданта Кремля, «до Слободского»  начинала сниматься на «Мосфильме», в фильме «Слон и веревочка  с Фаиной. Раневской и Р. Пляттом, училась скакать через веревочку... но арестовали отца, и роль в фильме сыграл другой ребенок, а она уже никогда не могла преодолеть тавро четырех роковых букв - ЧСВР -член семьи врага народа); Галя Скрипина, грустная девочка, пела в капелле Кировской филармонии, пела в Костроме, Ульяновске, Волгограде. «Ходили к "А.Л.М." - к Августе Леонидовне Миклашевской.

   Они целый день пропадали за кулисами театра. Они не просто общались с Августой Леонидовной, они были с ней близки, как могут быть близки восторженные девочки с одинокой женщиной в чужом городе,

«Повздорили с Милей» - это я, значит. И дальше: «В старости каждая мелочь...» Сейчас у меня старость, и я стала вспоминать...
Они приходили от нее в восторге, рассказывали, какая она красивая и талантливая, как водила их по театру, рассказывала о нем.
Но когда они заявили, что она - подруга Есенина!.. Ха, сказала я, из ревности, может быть, у нас ведь был квартет, была клятва, общая любовь к молодому учителю, а потом общая разлюбовь. Но, главное, это был 42-й год. Есенин был «контра». Я так и сказала: «Ваш Есенин - контра, и подружка его - контра. И какая она подружка? Он дома своего не имел, по гостиницам жил, и в каждой у него было по подружке». Вот так я это приняла. Только Есенина этим несчастным дочкам «врагов народа» и не хватало!
   Только что им мои опасения! Они: хвастались, как Миклашевская учила их при помощи пластыря менять черты лица. Чего только мы не лепили, чтобы воспроизвести эту науку дома, и хохотали над собой. В их рассказах звучали имена Таирова, Качалова, Мейерхольда.
   И читала, читала она им стихи С.А Есенина. Она писала, что после смерти Есенина ее приглашали читать его стихи, посвященные ей, в концертах. Она отказывалась. А этим пичугам она читала его стихи. Я не слышала, меня там не было, но как, я думаю, это могло звучать!
   Она учила их читать. Нина выучила сцену «У фонтана» из «Мазепы» и в 13 лет читала: «Не как раба желаний мелких мужа, наложница случайная твоя, а как тебя достойная супруга, наследница московского престола...» В устах-то девчонки! Я ерничала. Раздавая на большой перемене 50 г военного хлеба. Нинин кусок я сопровождала: «Тебе - не как рабе...»
   0ни, надо думать, рассказывали ей обо мне, о моем увлечении музыкой, потому что однажды она переслала мне с ними ноты. Ах, где теперь эти ноты Миклашевской?!  Баллада «Лесной царь» Шуберта. Я яро играла, Нина истошно читала: «... к отцу, весь издрогнув, малютка приник (по сей день помню слова баллады), прижав его, греет и  гладит старик...» Не зная мелодекламации, мы «не спелись», и я в сердцах бросила Нине: «Забирай свои ноты. Пусть твоя Миклашевская сама играет и читает».
    Помню ли я ее? Помню. Она была хороша, хорошего роста, имела царственную осанку, Я смотрела ее в «Без вины виноватые», когда мои семейные дела были драматичны, и сюжет Островского ложился на мои душу и мысли. Миклашевская-Кручинина довела меня до потрясения, до слез горчайших и отчаяннейших. Было ли потом с тех детских слез у меня в театре сопереживание сильнее?!  Она играла бесподобно. Это - ее роль. Еще в «Разломе» Лавренева она играла Машу...
... Потом я до смерти хотела с ней познакомиться, но гордость... Раз у меня ничего не вышло с «Лесным царем», а вальсы Штрауса у меня хорошо получались, я взяла вальсы, на них было написано «Миля Малых», и пошла к ней поиграть. Одна. Для храбрости взяла с собой двух театральных детей (папа, кажется, осветитель) - девочку Ласточку и мальчика Франтика. Дома, то есть в гримерной, ее не оказалось. Я отдала ноты девочке, и мои вальсы улетели вместе с Ласточкой.
   Но вот я думаю: где она тогда была? Ходила ли незаметной по нашему городу, привычному к эвакуированным, стояла ли в очереди за хлебом? Ведь что-то готовила она для себя, чем-то грелась в холода, стирала, кто-то ее видел, говорил с ней. Она рассказывала девочкам о сыне, была озабочена его судьбой, ничего о нем не знала и была, наверное, очень одинока в Слободском. И эти три воробышка ей душу отогревали, пока она уводила их в свой театральный мир.
  ... И все-таки наш Слободской - особой судьбы город, над ним перст Божий. Самые драгоценные женщины - вдохновительницы коснулись его земли легкой стопой. Наталья Гончарова-Пушкина-Ланская («огончарован»!). Августа Миклашевская («Я б навеки нашел за тобой...»). Любимые женщины великих российских Поэтов. Самыми главными, самыми нежными и совершенными стихами мы обязаны им.
   
   И попомните меня: они, эти женщины, мелькнули здесь с интервалом в 100 лет; где-то в 2040-х годах приедет сюда еща одна драгоценная женщина какого-то российского народного любимца и пройдет незаметной среди нас, как Наталья Николаевна и Августа Леонидовна. До поры. До времени...
Записала
Татьяна МЕЛЬНИКОВА, собкор «Вятского Края».  Газета "ВК" 5.10.95.

Назад


| Главная | Встречи | Новости  |  Гостиная  |  Читальный зал  | Архив  | Авторы | Ссылки  |

© Copyright  2005. Все права защищены. г.Слободской,Кировская область. Библиотека им А.Грина.  webmaster  


В обители готовили разведчиков
 

А.А. Миклашевская - первая любовь Сергея Есенина - в Слободском.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Сайт управляется системой uCoz