Свято
- Екатерининский собор
в городе Слободском является вторым Кафедральным
собором Вятской епархии. И первым храмом,
посеявшим зерна истинной православной веры, для многих поколений слобожан. На протяжении трех
столетий - это один из основных
центров духовной жизни Вятской земли.
Освящен храм во имя
Св.Великомученицы Екатерины. Святая покровительница его
жила в Александрии в
начале IV
века от Рождества
Христова. С юных лет уверовала она
oт
всего
сердца в Иисуса Христа и приняла святое Крещение. За веру свою Екатерина
была избрана Христом невестой нетленной и вечной, а в знак обручения
получила от Него
перстень. В
дни жестокого гонения на христиан при римском императоре-язычнике
Максимиане
Святую Екатерину подвергли жестоким истязаниям и обезглавили. «Честные
ее
мощи, как видели удостоившиеся того верующие, тотчас же были взяты святыми
ангелами
и
перенесены на гору Синайскую, во славу Христа Бога, который с Отцом
и Сыном и Святым
Духом во
Едином Божестве царствует во веки.» Части нетленного
тела находятся сейчас в Синайской обители
во имя Преображения Господня.
Память
Св.Великомученицы Екатерины чествуется 24/7 ноября-декабря* во всем
православном
мире с особым благоговением и торжественностью. И на Вятке в честь ее
издавна
создавались церкви и монастыри (вспомним храм в селе Екатерининском,
срубленный
Св.Трифоном Вятским чудотворцем, Екатерининскую Верховятскую
обитель
и др.). В
городе Слободском деревянная «церковь мученицы Христовы Екатерины»
упоминается
н старинных документах 1615, 1629, 1646 годов. В 1681 году странный пожар
истребил множество домов
горожан и Екатерининскую церковь с
колокольней. Восстановить храм
решено было в камне.
По грамоте преосвященного Ионы,
архиепископа Вятского и Великопермского, церковь
была
построена в 1699 году. Работы выполняла артель хлыновских зодчих,
руководимая Иваном Никоновым и старостой Иваном Пашкиным.
Внешне
Слободской храм схож со Спасо-Преображенской и
Трехсвятительской
церковью
в Вятке. По есть одна
особенность. Набор декоративных деталей тот же, но в
композиционном решении одинаковых форм больше спокойствия и ритмичности.
Особенное
вдохновение
посещало, вероятно, мастеров, прилагавших руку к благолепию храма. По
преданию,
мастера-каменщики, оформлявшие окна, соревновались
между собой, кто сделает
это более красиво. Высокие строительные леса
скрывали работу зодчих от глаз сторонних
наблюдателей.
А когда преграды были убраны,
люди ахнули, так разнообразны и красивы
были наличники и кокошники над оконными проёмами.
До
1914 года храм был днухпрестольный, с приделом в честь Владимирской иконы
Божией Матери. Затем храм был расширен и частично перестроен (архитектор
И.А.Чарушин). Основным же остался старый пятиглавый храм, а стилизованные
под архитектуру
XVII
века новые приделы были
украшены двумя выделяющимися шатровыми
крышами и тремя главками. |