К.Анфилатов в истории судостроения
на Вятке
А. В. Рева
|
-
Начало
Продолжение
Огорошенное купечество вняло
объяснениям собрата и предложило ему в пять лет поправить свои
дела, с тем, чтобы в следующую пятилетку
вернуть кредиторам хотя бы
треть долга. По-видимому, Михаил Плзтунов не справился с
этой задачей, ибо возникали к нему и к брату его Василию, и к
матери их денежные претензии.
Но и сам он предъявлял претензии к своим должникам. Очень
интересная для нас его претензия зафиксирована в таком
документе: «Михаил Платунов в Слободском магистрате просит засвидетельствовать
данную им своему брату Василию доверенность на право
требовать в Вологде или где
ему представится возможность с вологодского
купца Алексея
Попова 8000 рублей за проданный Попову корабль в г.Архангельске».Документ
датирован 1793 г. и свидетельствует о том, что не просто «пилили
лес» Платуновы в Ношуле, но и строили корабли!
Важно
отметить и то, что если брат Михаила Василий Андреев Платунов
занимался в тот период только торговлей, то сын его Петр
Васильевич
Платунов 32 лет, женатый на
сестре знаменитого Ксенофонта Анфилатова -Надежде
Алексеевне, в городе своего дома не имел, а имел в Ношульской
пристани свою пильную мельницу!
Когда же мы вспомним, что сам
Ксенофонт Анфилатов был женат на
дочери вологодского купца
Алексея Попова, должного Михаилу Платунову 8
тысяч, то невольно воскликнем:
«Это надо же, какие узелки завязались в
купеческих
семьях!»
Теперь мне
следует назвать имена кредиторов Михаила Платунова, ибо это были
самые именитые люди Вятки: Илья Хохряков, Федор Колошин, Петр
Злыгостев, Филат Рязанцев, Егор Машковцев, Анна Репина. И все они
были кровно заинтересованы в том, чтобы твердо стояли на
ногах Платуновы в Ношуле, чтобы не остановилось там судовое
строительство.
Однако купецкая
заинтересованность могла быть двоякой, не исключающей
надежды заполучить в свои руки лесопильни Платуновых за пол-цены.
Именно так можно расценивать условия закладной братьев Машковцевых,
продиктованные ими В.А.Платунову 28 февраля 1784 г. Даю пересказ
из «Книги записей в Слободском
магистрате»: «Слободской купеческий сын Василий Андреев
Платунов, в силу сложившихся обстоятельств, по засвидетельствованной
закладной заложил Вятским купцам Степану, Афанасию и Федору
Машковцевым за семь тысяч рублей собственные свои, выстроенные
им по разрешению Великоустюжской канцелярии в Ношуле, на реке
Садке водяные мельницы:
пильную на 4 рамы, и в линию с нею, на той же плотине -
мучную о трёх поставах, а позади оных - мельницу маслобойню. Всё
это: благоустроенную плотину со шлюзами и местом для построения
судов, со всеми
приспособлениями для мельниц и корабельного строения инструментом,
ничего не исключая из показанной описи, кроме только хлебных запасов,
лошадей и скота, по условию: если он в указанный срок взятых денег
не уплатит, то мельницы неизбежно перейдут во владение
заимодавцев».
Перечитаем
документ, осмыслим, насколько сложна и обстоятельна
была работа
Платуновых по сооружению плотины, устроенной на устье реки,
впадающей в р.Лузу несколько
ниже Ношуля. Спросим себя, зачем надо было
строить ещё
мельницы мучную и маслобойную? Кого там было кормить?
Так
диктовала экономика. В Ношуль гужом
везли зерно и семя льняное - так
было проще и удобней, а по
воде выгодней было везти муку и масло в лагунах.
Следовательно, Ношуль был не только перевалочной базой, но занят
был и
переработкой.
И пильная мельница Михаила Андреева Платунова на
устье другой реки
Чекши, повыше Ношуля, имела те
же параметры, ибо строительство велось
братьями совместно и под началом родителя их, не
случайно в закладной Василий
назвался купеческим сыном, ещё не имевшим полной самостоятельности.
Можно
предположить, Платуновы, поставив дело на широкую ногу, по пали
под давление долгового пресса. Семи тысяч, полученных под залог,
Василию не достало расплатиться с долгами, когда на следующий год
на него пришел ещё иск от крестьянина Ношульской волости Лальской округи
Архипа Сердитова с десятью товарищами: братья Платуновы не
заплатили им по подряду
за барочное строение и проданное ему сено 170 р. 75 копеек.
Документ
датирован 1785 г.
В том же году
Василий Платунов пытался второй раз заложить мельни цы
в казенную палату Вятки, а получил - начет и взыскание. За
подобными шагами купечества следили строго.
Конечно же, наряду с
экономическими трудностями Платуновым при шлось
одолевать трудности иного порядка: механическая распиловка леса в
корне меняла вековые
технологии судового строительства. Одно дело, когда
десяток мужиков топорами, клиньями
раскалывают дерево на плахи, из которых вытесывают потребное
количество тесин для барки, и другое дело, когда механические пилы
расхвостают леса разом на пять барок!
При пильных мельницах надобность в
топорах резко упала. Топорной
работы артелям, ладившим суда
на продажу и диктовавшим купцу свою цену, теперь
предлагалось идти
в наём, в работники к тому же
купцу. Психологически принять
это людям было не просто, тем более старикам, которые видели,
что потребность в барках растет, спрос на их «топорную работу»
сохраняется. Поэтому естественным стало образование двух систем в
судовом строительстве и, похоже, как следствие конкуренции их, местная власть
стала чинить препятствия слобожанам в рубке леса.
В 1785 году начались
челобитья вятского купечества в Вологду с про шениями
дозволить им рубку казенного леса в Ношуле на судовое строение.
Прошения подкреплялись доводами об
обоюдной пользе, о деле государственной важности, способствующем
развитию торговли, и прочее...
Наверное, посланцы из Вятки
привозили какуюто мзду чиновникам
-рубка леса разрешалась, а
потом опять запрещалась. И Вятка вышла с официальным
отношением в столицу о том, что эти запреты останавливают поток
грузов на Архангельск. В столице вняли гласу разума таким образом,
что вывели Ношульскую
волость из ведения Вологды и передали под юрисдикцию Вятки, отчего
казначейство стало регулярно получать определенные суммы за
срубленный в Ношуле лес. И, хотя никто в тех лесах порубщикам
делянок не отводил, но
умные головы подсчитали, что на барку шло 120 бревен,
и покупатель барки, помимо других оплат, платил 52 рубля «попённых
денег» в казну.
15
декабря 1802 года на запрос капитан-лейтенанта Корнильева в Вятку,
тамошние купцы Юда Копошим и Афанасий Машковцев ответили так: «барка,
строения тамошних крестьян, в разное время в апреле шла разными ценами от
350 до 450 рублей» чем позднее тем дешевле, ибо важно было отправить
барку по первой воде. За снасти: якоря, лоты, канаты, крепеж, то
есть за весь
такелаж к барке, с обязательным его возвращением на место, платили от 120
до 150 рублей.
Кроме того, барочные плотники брали прирядного: толокна 5 пудов, круп
2 пуда, соли 2 фунта, рыбы сухой 5 пудов - на 18 р. 20 копеек.
Работникам на барках до Архангельска плата шла по 14 рублей, да
прирядного припаса: толокна, круп,
рыбы не менее 5 рублей на человека». И, как пример, приводится
грузоподъёмность: «Бархота длиной 13 сажен, шириной 13 аршин берет
18 000 пудов груза». А барок отправлялось по большой воде до 20!
Словом, по черновой прикидке, каждый
пуд груза, сплавляемый в Архангельск,
становился дороже на 5 копеек. Но ведь и до Ношуля все эти
пуды довезти стоило денег, да и
хранить их на зиму следовало в амбарах -значит держать работников,
иметь для них жильё.
О Ношуле нам
следовало бы поговорить обстоятельней, подробней. Ношуль исстари являлся
средоточием интересов многих людей Поморья, Двины, Вычегды, тем более
земли Вятской. Два века Ношуль отправлял со
своих пристаней товарное зерно и продукты, вырабатываемые на Вятке, не
только на Двину, но и в иноземные государства, о чем наслышаны из истории,
а вот о самом Ношуле, как поселении, как центре судостроения сказано
очень
мало.
Изначально Ношуль возник
при большой дороге из Устюга на Соликамск,
как починок и зимовье, где путники
могли заночевать и дать отдых лошадям.
В 1634 году в Ношуле установили
таможенную заставу для контроля за грузами
из Сибири. Вятчане в ту пору попадали в Ношуль кружным путем по
древним волокам. На водоразделах перетаскивали байдары из реки в реку
летом, а в зиму шли обозы по льду тех
же рек, спрямляя путь там, где извивы русла уходили далеко в
сторону. Одним из таких волоков был Летский, он
шел от реки Летки, от её притока к
реке Сокся, впадавшей в реку Лузу повыше.
Своенравная, прихотливая река Луза норовила уязвить и опытного рулевого -
разбивала и садила барки на мель, а время пути по её кривулям могло
растянуться и до пяти дней. Путь до
Устюга занимал неделю, а к Архангельску доплыть иной раз
недоставало и трёх недель. Да ведь и погода конца
апреля - середины мая
испытывала людей ледяными ветрами и снежными зарядами.
С Летского волока
отправка вятского привозу зафиксирована в таможенных
документах в 1636 году Товар трёх купцов, доставленный к Лузе на 154
лошадях в марте месяце, с первой водою был отправлен из Ношуля на
трёх лодьях и большом плоту. Три тысячи пудов груза, для тех лет цифра
немалая! С годами поток грузов
увеличивался и в 1652 году вятчанин Калина Евдокимов Балезин
отправил через Ношуль уже восемь барок. А барки подымали
от 16 до 30 тысяч пудов груза.2 Важно сказать, если
строительством барок по зимам занимались окрестных мест крестьяне, то на
сплав приходили «коренные» сплавщики из Устюга. Из их среды выдвигались
лоцманы, а
на подмогу брали всяких людей из Лальска, Вычегды и с Сысолы по 10 человек
на барку, причем «коренные» выводили барку из Лузы до Устюга и могли
вернуться
в Ношуль для другого рейса.
Прямой путь до Ношуля, более короткий в 180 верст, открыл
слобожанин Потап Шмелев в 1670 г. и слобожане много лет обустраивали его
своим
коштом, как и пристани и складочные места и дома для работников, взяв под
контроль однажды принятый
порядок хранения и отправки грузов. Поэтому борьба за выживание
Платуновых с кредиторами из Вятки не могла не поддерживаться Анфилатовыми.
Платуновым строительство плотин обошлось не менее 15 тысяч каждая, а
Машковцевы пожелали получить ее за семь.
Признаюсь, не удалось проследить в
конкретных деталях развитие событий, но должны были Анфилатовы
откупить у Машковцевых закладную и дать Петру Васильевичу продержаться в
Ношуле до 1797 г. Очевидно, продержался
бы он и дольше, но внезапная смерть Луки Анфилатова, долги его,
понудили и П.В. Платунова признать
свою неплатежеспособность по долгам
своего отца.
Таким образом, мельницы его на р.Садке (Сатке тож) перешли во владение
Ксенофонта Анфилатова.
Однако кредиторы Луки предъявили счет по долгам не только к умершему,
но и к Калининым и к Ксенофонту, бывших с ним в компании. На что
Ксенофонт отвечал: «В одолжении у Луки
не был. Общие дела вел до 1795
года, а затем отстал от компании, забрав свой вклад. И платить по претензиям
к нему что-то не имею расположения». Надо сказать, что кредиторами
Луки объявились и люди чинами высокие.
Назовем глазовского городничего Чайковского с векселем на 5 800 рублей и
губернского архитектора Рослякова
в 2 400 р. Счет, возможно за проекты, составленные архитектором на здания,
построенные Лукой, да на ту же церковь в Шестакове.
Как бы то ни было,
разбирательство с банкротством Луки, ускорило
отъезд из Ношуля Петра Платунова с
сыновьями, которые в том же 1798
году объявились
наследниками мельницы на Сверчихе, на месте состарившегося Вонифатия
Платунова.
Вот
таким образом и сработал «запасной вариант»: мельницы на р.Садке
с домом, дворами и складами в Ношуле перешли во владение Ксенофонта
Анфилатова. Сам он, давший подписку о невыезде, по разбирательству
дела Луки, в Ношуль выехать не мог, а
послал нового доверенного, цитирую:
«6 февраля 1798 года губернскому
регистратору (Новосельцову Евдокиму Федорову), находящемуся не у
дел, поручается обозрение делающихся в
Ношульской пристани барок для сплава вина и провианта, а в случае остановки
судового дела, подряд людей на вырубку леса и на испрошение позволения
рубить таковый на судовое дело».3
Впоследствии именно эта мельница, уже поименованная в «лесопильный
завод», вместе с домом и складскими местами будет зафиксирована в
описи его имущества, подлежащего
продаже с торгов. «Нам же остается утешиться
открытием - первый лесопильный завод в губернии документально
зафиксирован был во владении Ксенофонта
Анфилатова в 1812 году!
Подробнее можно почитать:
"Анфилатовские чтения".
Слободской 2005 г.
|
|
Назад
|
|
|