(2 по З)
1580 г. – перепись населения г.
Слободского.
Источник.
Ленинский путь. С. Загарских «Слободской в 17-ом столетии»., 6 июня,
1972г
(16 по К)
1607 г.
В Слободской моровое поветрие
/чума/.
Источник.
"Столетие
Вятской губернии". Том второй.
(17
по К.)
1609 г.
Слобожане вступили в вятское
земство. Вятский отряд количеством до 1000 человек принял участие во всех
боевых операциях Скопина-Шуйского против тушинского лагеря Лжедмитрия
второго.
(18 по К.)
1612 г.
Вятичи , в том числе слобожане,
присоединились к новгородскому ополчению Минина и Пожарского,
концентрирующемуся в Арзамасе. Вятичи приняли участие в сражении с
польскими захватчиками в августе 1612 года и в штурме Москве 22 октября.
(19 по К.)
1612 г,
Второе новгородское ополчение под
руководством старосты города
Нижнего Новгорода Козьмы Захаровича Минина и Князя Дмитрия
Михайловича Пожарского освободили
Москву от поляков и положили конец польско-шведской
интервенции. В народном ополчении Минина и Пожарского участвовал
вятский полк, в котором находились слобожане.
(1 по Е.)
1615г. Вятский князь Федор Андреевич Звенигородский в 1615 году производил перепись, известную под именем
«Дозорной книги князя Звенигородского». «В г. Слободском оказалось
«пустых дворовых мест» -137, тягловых же дворов – 119 и людей в них – 122
человека, а «денежных всяких доходов» взятых с города – 35руб. 19 алт.»
Источник. 100-летие Вятской губернии. Т.1. Издат.
Вятка. 1870г. Стр.68.
(20 по К.)
1615 г. В Слободском значилось по дозорной
книге звенигородского около 120 дворов. Числилось 4 лавки, одиннадцать
кузниц.
Источник.
«Памятная книжка Вятской губернии» на 1870 г.
(21 по К.)
1615г. "Город Слободской
над рекою Вяткою дровян и всего в городе
Слободском на посаде и в острогу 8
церквей, да церковных 20 домов,
двор
съезжий да
посланников, да два двора пушкарских, да два двора…»
(2 по Е.)
1629г.
В частной переписи г.Слободского
1629г. Город назван был не только ветхим, но «прогнившим и
разваливающимся и «доходов» против прежнего дозора Звенигородского
убыло…»
Источник. "100-летие Вятской губернии". Т.1. Издат.
Вятка. 1870г. Стр.68.
(3 по З.)
1629г. Значительную группу жителей города
составляло духовенство. Кроме того, возросло число монахов в
Благовещенском мужском монастыре. В полном блеске была представлена в
Слободском служебная иерархия феодального управления. Возглавлял ее
воевода, назначенный Москвой. Воевода осуществлял административную,
судебную и военную власть. На средних ступеньках иерархической лестницы
находились приказные и пушкарские люди, нижнюю ступеньку занимал палач
Оська. Городской кремль имел устаревшее вооружение – пищали и пушки, к
которым имелись каменные ядра. В грамоте царя Михаила Романова Чердынскому воеводе Линеву говорилось: «Из Слободского и из Шестакова
гораздо многие пасадские люди и уездные крестьяне, с женами и детьми
выбежав, живут ныне в Перми на пасаде и в Пермском уезде». Царь предписал
Чердынскому воеводе выслать беглецов без промедления по месту жительства
в Слободской и Шестаков.
Источник.
Ленинский путь. С. Загарских «Слободской в 17-ом
столетии»., 6 июня, 1972г.
(22 по К.)
1629 г. Слободской
продолжая расти главным образом в сторону запада
и по реке Вятке. На 1625 г. в нем было
160 дворов, в которых жили примерно до 800 человек. Основную
массу представляли
ремесленники и мелкие торговцы съестными припасами, тягловые люди,
значительную группу составляли люди духовного звания, так как в городе
било восемь церквей, а при них 26 дворов поповских и
дъяконовых. К этому числу следует отнести также монахов мужского
Богоявленского монастыря. Значительную группу составляли нищие, жившие подояниями у
церквей.
Граждане
занимались изготовлением кваса, свечей, рыбной ловлей, охотой,
выделкой мехов и кож, обработкой о городов,
содержали харчевни , кабаки. Ремесленники работали по железу, изготовляли гончарные изделия,
чеботарили. В городе имелось 15
кузниц. Интенсивно развивалась торговля."На посаде
21 лавка, да пять полок, да под церквами 15 лавок, торгуют в тех лавках
приезжие люди ."
Слободские купцы к
этому времени уже втягивались в торговлю с Хлыновым
непременно участвуя в
Семеновской ярмарке основанной еще в 1607 г. вели также торговлю с
городами Поволжья и Приуралья.
Источник.
"Из Писцовой книги Ивана Доможирова". 1629 г.
(23 по К.)
1629
г.
Первое упоминание о шахматах в Слободском.
«Да на Фильке Кузьмине, да на Микифорке Сафонове Дъякове с сыном, да на
Ганке Микитине с кабацкие зерновые да шахматные игры и с карт откупу 6
рублей 16 алтын, 4 деньги, да пошлин 10 алтын , 5 денег».Записи Доможирова
указывают на то, что в Слободском уже в
была игорная изба, где
за плату играли в зерна, карты и шахматы.
Источник. «Материалы
для истории г.Слободского". Вятка 1904г. Стр.18.
(24 по К.)
1629 г. В городе находились
"двои ворота, да две башни гаухих, меж ворот
башен 200 городень по мере около всего
города 75 сажен и 8 церквей, из коих одна стояла без пения, 26
дворов свещенно-церковных служителей,
11 келий, а в них живут нищие и черные старцы, питаются от церквей
божих, на посаде ж изба съезжая да двор воеводский и пр.
Доходов против прежнего дозора
Звенигородского убыло на 6р. 23 алтына, прибыло
с дворов бобыльских, 4-х лавок, с 11
кузниц, да с квасного промыслу, да с сальных свеч, да с
зерновых, шахматных и с карточные игры , да с двух перевозов
да с сенных покосов, да с рыбных
ловель, да с 47 огородов оброку и пошив
35 рублей 15 алтын.
Источник.
- "Перепись г. Слободского, составленная Иваном Борисовичем Доможировым
и
подъячим Иваном Кокушкиным". стр, 166
(25 по К.)
1629г. Первое упоминание
об игре в шахматы в городе Слободском,
видим и письменное свидетельство /первое/ о шахматах в
Вятском крае. В писцовой книге подъячего Доможирова на 1629г. указаны
доходы в казну от кузнечного, свечного
, квасного промыслов, да с «зерновые да шахматные и карточные игры." Откупщикам шахмат
в Слободском был кабатчик. В кабаке можно было получить за определенную плату
комплект
шахмат.
Источник.:
"Писцовая книга Доможирова".
(26 по К.)
1646 г.
Слободской сгорел,
"а оружие, пищали, и ядра, и пульки, и свинец,
все взято в Хлынов".
Источник.:"Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание".
Вятка.1912 г.
(27 по К.)
1654г.
329 посадских дворов,
22 церкви, крестьян 2683, церковнослужителей-56
Источник.:
"Книга Караулова".
(28 по К.)
1670г.
В Слободском и Шестаковском уездах произошли крестьянские
волнения,
находящиеся в тесной связи с крестьянской войной
под руководством
Степана Тимофеевича Разина.
(4 по З)
1668г.
Приблизительно в 1668 году часть крестьян Слободского уезда была отдана
вятскому архиерею в вотчинное владение. Через несколько лет после этого в
Хлынове началось строительство кафедрального собора и архиерейского дома.
В связи с расходами на строительство резко возросли сборы со Слободских
крестьян в пользу архиерея. Возмущенные крестьяне Слободского уезда
1679-1680 годах поднялись на открытый бунт, отказались от уплаты
чрезмерных церковных поборов. Стихийное движение крестьян было подавлено,
зачинщики жестоко наказаны «торговою казнию», то есть биты кнутом.
Источник.
Ленинский путь. С. Загарских «Слободской в 17-ом столетии»., 6 июня,
1972г.
(29 по К.)
1679-1688 гг.
Крестьянские волнения в Слободском уезде.
Крестьяне Сунской волости восстали против монастырских властей. Они
захватили село Кырчаны, посадили под караул монастырских приказных
старцев и устроили выбор своих судей. Выбранными оказались Тимофей
Пислегин и Филипп Бабайлов из города Слободского.
(5 по З)
1680г.
- перепись населения г. Слободского.
Источник.
Ленинский путь. С. Загарских «Слободской в 17-ом столетии»., 6 июня,
1972г
(30 по К.)
1681г.
Пожар с Слободском истребил 86 дворов,
Екатерининскую церковь (деревянную) архиерейский дом, построенный в случае
приезда, земский приход, тюремный двор и кельи женского монастыря.
(31 по К.)
1682г.
Произошли выборы городских
приказчиков. Во главе города стоял воевода. Воеводское управление
сосредоточилось на Съезжей избе (воеводской).
(32 по К.)
1692
г. В конце 17 в. в г.Слободском Трифон Каркин основан первый в
городе колокололитейный завод. Уже в
1692 г. он отлил большой колокол для Вятского кафедрального собора. Продолжателем дела стал
Филип Каркин. Начиная с Трифона
Каркина, постепенно в г.Слободском складывается семейная династия
мастеров Каркиных. Одним из
последних в этой династии стоят Лука и Илья.
В 1742 в Слободском образован свой
колокололитейный завод. Уже в 1762г.
Бакулев отливал колокола от 10 фунтов
до 1000 пудов. Слободские мастера
продавали свои колокола в Нижний
Новгород, Ирбит, Екатеринбург, Одессу, Иркутск
и многие другие города России.
Целые семейные династии
колокололитейных мастеров трудились в
Слободском: Поповы, братья Ситниковы,
братья Желваковы, мастера Василия
Макушина, Ивана Шангина, Афонасия
Катаева. Работа колокололитейных мастеров
г.Слободского носила
подлинный характер народного искусства.
Источник.: К.Верхотин, В.Пленков."Мастера".Киров. Волго-Вятское кн. изд-во.
Кировское
отделение. 1980г.
Давыдов А. "Чудесное спасение Соловецкого монастыря". ж. "Наука и
религия",
1981г. №1.
Загарских С. «Колокола и колокольчики» .-" Кировская правда". 1979г.
10 июня.
Майнер А.В. "Лил сей колокол. .."-Кир.пр.1979г.13сентября.
(33 по К.)
1699г.
Вблизи откоса к реке Вятка заложена Екатерининская церковь,
еще одна страница
творческой биографии артели хлыновских
эодчих -
каменщиков, руководимых талантливым умельцем Иваном Никоновым. Основное
ядро древнего памятника с фасадом хорошо сохранилось, но большая
пристройка, сделанная в 1914 г.
закрыла его со стороны города и нарушила
первоначальный образ
ценного памятника.
Источник.:В,В. Гнездовский, Э.Д.Добровольский "Дорогами земли Вятской"-Изд-во «Искусство» 1973 г.
- 15
июня 1б99г. дана грамота на постройку каменного храма в г.Слободском
во имя святой великомученицы Екатерины и Везнесения
Господня.