В
1753 году при
Екатерининском храме была построена холодная большая церковь и
освещена в память Вознесения Господня. Церковь эта простояла до
1847 года, так как
пришла в ветхость от непрочности закладки и пострадала от пожара бывшего
19 мая
1823 года.
Перестроить этот храм решился
2-й гильдия купец, почетный гражданин города
Слободского Захар Давидович Герасимов. Но он не успел исполнить при жизни своего
благочестивого желания. Наследники Захара Давидовича
- сыновья Владимир и Николай, по
принятии в ведение свое оставленное родителем имение, поставили за главное исполнить волю отца о перестройке Вознесенской церкви.
В декабре месяце
1846 года братья Герасимовы просьбою, поданною Вятскому преосвященному Неофиту, просили разрешить им перестройку собора. Они хотели
воссоздать храм на прежнем месте, но в более изящном виде. Указом от
6 октября
1847 года такое разрешение было получено.
Осенью
1847 года, как говорилось выше, была произведена разборка старой церкви и
очищено место кладки. А в июле
1848 года было заложено и само здание, в присутствии
преосвященного Неофита. Постройка церкви была окончена в
1850 году. Три года длилась
отделка храма. Иконостасы были сделаны вновь, так же на средства братьев Герасимовых.
Три престола храма: средний
- в память Вознесения Господня, справа
- в честь иконы
Божией Матери Тихвинской, на левой сторона
- во имя святых праведных Захарии и
Елизаветы, освящены соответственно
24, 25, и
26 мая
1853 года. Первый и последний освящал епископ Вятский и Слободской Елпидифор, а второй
- архимандрит Успенского Трифонова монастыря и ректор вятской семинарии Амвросий
(Красовский) и архимандрит Слободского
Крестовоздвиженского монастыря Гавриил. Ко дню освящения были сшиты
новые полные ризы для
священнослужителей,
"из многоценной материи, которые могли бы
служить украшением при торжественных служениях в первейших кафедральных соборах", куплена церковная утварь, как-то: потир, дискос с
принадлежностями, животворящий крест и
евангелие, приложены: икона Божией Матери Тихвинская в богатой серебрянной ризе, новые
поникадила, подсвечники и многие другие предметы, употребляемые при богослужении, вся
перестройка обошлась братьям Герасимовым за
30.000 рублей серебром.
В 1921 году С.Суторихин писал про этот храм: "Вознесенский собор по
своей
архитектуре напоминает храм Христа Спасителя. Это величественный,
пятиглавый собор, имеющий форму креста, в верхнем конце которого
находится главный алтарь, в западном -паперть,
в северном и южном - два боковых придела. Пред западными и южными
входными
дверями устроены высокие и широкие лестницы. Внутри собор поражает
изобилием света и
воздуха. Главный алтарь расположен на высоком амвоне глубоко в
восточной части храма
Площадь храма четырьмя большими колоннами разделена на части, две передние колонны
вместе с иконостасами отделяют два боковых алтаря, а две задние поддерживают
обширные хоры в западной части храма. Главный купол с изображением в самом верху
Господа Саваофа, как бы воздушный высится над серединой храма. Стены как внутри, так и
с наружи совершенно гладкие, выштукатуренные."
О внутреннем убранстве храма свидетельствуют современники.
"По входе в церковь
глазам нашим представляется средний иконостас с прекрасной, сияющей s золоте резьбою, иконостас этот во славу Вознесения Господня. Здесь особенно замечательны иконы: Тайная Вечеря, над Царскими вратами, распятие Иисуса Христа, Восстание Его из Гроба, явление
ученикам в Еммаусе и в верху иконной живописи, резное по стали, изображение Вознесения
Господня, с отдельными при нем лика святых свидетелей сего события. Смотря
внимательно на все эти изображения, невольно переносишься мыслию к великий дням
земной жизни Богочеловека. Прочие, затем иконы по своей живописи тоже очень хороши. Потом видите правый придел во славу Тихвинския Божиея Матери, в приделе этом
останавливается взор на прекрасной иконе, пожертвованной строителем церкви
Владимиром Захаровичем Герасимовым. На иконе серебренная вызолоченная риза весом
14 фунтов с золотниками, живопись иконы древняя, греческая. В этом приделе так же
хороша икона, поставленная над царскими вратами
- Взятие на небо
:Божией Матери, с
гравюры академика Брюлова.
Затем вы обращаетесь к левому приделу во имя Святых Захария и Елизаветы. Он
создан в честь ангела Захара Давидовича Герасимова, давшего обет перестроить старую
церковь, в приделе этом почти каждодневно приносится бескровная жертва к престолу Царя
Царей о преставшемся".
К сожалению, храм этот был закрыт, а затем разрушен в
1930 году.