|
-
Слободское
купечество и церковь.
-
(ЧураковД.Н.
г.Слободской
Троицкая церковь
алтарник)
-
-
Начало Продолжение
|
В 1858 году потомственный почетный гражданин
1-й гильдии Василий Васильевич
Александров выразил желание на свои средства выстроить в слободе Демьянке каменную
церковь и при ней усадьбы для священнослужителей. Для предполагаемой постройки купцом
было выбрано место в пространстве между берегом Вятки и демьянским прудом, соединенным с Вяткою речушкою Питирихою. Некоторые утверждают, что совет поставить Храм Божий прежде заводов подала Василию Васильевичу его жена
- Мария Петровна.
Два года с
1859 по
1861 шли переговоры между В.В.Александровым, Министерством
внутренних дел, местным губернатором и топографом. Решались вопросы о передаче
городской земли под храм, о покупке частной земли для той же цели
(на земле выбранной
под строительство храма находились четыре частных участка; самого купца Александрова, а
так же мещан: Ивана Кошурникова, Филимона Лялина и купца Дмитрия Лалетина) и о планах
строительства.
10 июля
1861 года епископом Агафангелом в предместье города Слободского
-Демьянке был заложен Свято-Духовской храм по плану, утвержденному Вятской
Строительной и Дорожной комиссией
9 февраля
1861 года. На закладке храма
присутствовали архимандрит Слободского Крестовоздвиженсксго монастыря Евфимий и
причт Вознесенского собора. До конца года стены были возведены до половины, а в
следующем году каменную кладку строители завершили полностью.
К освящению храм был готов к
1865 году. В августе этого года
15, 16 и
17 числа
последовательна Преосвященным Агафангелом, в сослужении Вятского и Слободского
духовенства*были освящены три престола храма. Главный
- в честь Сошествия Святаго Духа
на апостолов, правый
- в честь Иконы Пресвятой Богородицы Скоропослушницы и в честь
Тихона Задонского, левый
- в честь преподобного Василия епископа Парийского и святой Марии Магдалины. В числе лиц особо приглашенных на это торжество присутствовал
управляющий удельной конторой П.В.Алабин и другие чины и именитые граждане городов
Вятки и Слободского.
Одновременно с храмом на средства купца Александрова велось строительство
усадьбы для священнослужителей. В ведомости о церкви за
1865 год значится:
"священно-церковнослужители проживают в казенном доме, купленном строителем церкви
В.Александровым.
-
При сей церкви имеются два складочных амбара и такой же дом с двумя
лавками в нижнем этаже".
Интерес представляет договор, заключенный между прихожанами церкви и
Слободским Советом Рабочих и крестьянских депутатов в апреле
1920-го года об условиях
пользования зданием храма. Этот документ содержит краткую опись храма:
"Храм Свято-Духовской церкви в слободе Демьянке каменный с таковою же колокольнею в одной связи. Обнесен каменною оградой с железной решеткой. В храме:
-
Святых престолов
- пять
-
Иконостасов пять; резьбенные с колоннами,
- Святых икон во всех иконостасах, позолоченные, сто одиннадцать, без окладов,
- Святых икон вне иконостасов всего восемьдесят пять без окладов,
- Колоколов шестнадцать, всего по весу девятьсот десять пудов семнадцать фунтов".
- В
1933 году храм был закрыт. Здание было частично разрушено
- лишилось
колокольни, убранства интерьеров и венчающих главок. В последнее время используется, как отдел сбыта меховой фабрики
"Белка".
-
-
- Никольский храм, построенный и освященный в 1732 году, в 1894 году
перестраивается по
прекрасному проекту архитектора Чарушина в древнерусском стиле.
Перестройка велась на
средства потомственного почетного гражданина города Слободского, купца
1-й гильдии Михаила Петровича Ончукова. После перестройки этот храм стал
самым красивым
в городе. Внутри окна из цветного стекла. Два боковых алтаря,
расположенные в
задней части храма
отделены были мраморными иконостасами. Главный алтарь находился
в передней части
храма, оставшейся от старой церкви, постройки 1732 года. Позаботился
Михаил Петрович
и об устройстве хора, который был очень популярен в городе и стоял вне
конкуренции в
епархии. В 30-е годы храм был закрыт, был лишен своего пятиглавия, почти
полностью
сломана колокольня. Сейчас здание храма занимает спортивная школа.
-
Два Слободских монастыря: мужской Крестовоздвиженский и женский
Христорождественский, так же не обходились без помощи купечества.
Только в 1865 году трем Слободским купцам за пожертвования в
мужской
Крестовоздвиженский монастырь было преподано архипастырское
благословление.
Купцам Михаилу и Ивану Васильевым Лыткиным за пожертвованные в
монастырь 20
марта указанного года сребропозлащенных сосудов весом в 2 фунта 85
золотников и ранее
сего за
сребропозлащенную ризу на икону Матери Божией "Скорбящих радости" весом
7 фунтов 72
зол., сребропозлащенный же венец на другую икону Богородицы в 3 фунта 3
зол. и двадцать
таковых же венчиков в коих весу 3 фунта 3 зол. на иныя разныя иконы.
Купцу Михаилу Ивановичу Кошкину за пожертвование 18 октября так
же 1865 года
сребропозлащенного футляра для деревянного креста, по преданию
сделанного руками
преподобного Трифона
весом 174 золотника.
- Слободской
женский монастырь изначально строился с помощью купца Потапия
Шмелева. В архивных
документах он числится главным ктитором. И когда монастырь был
обустроен и получил
небольшой приход, для получения монашествующими средств к существованию,
Потапии Шмелев находился в числе прихожан.
-
Вот краткий обзор церковной
благотворительности Слободских купцов. Прав был
Дмитрий Иванович
Стахеев, елабужский купец - миллионер, благотворитель и литератор. Он
писал, что в
каждом человеке, каков бы он ни был, есть непременно та священная искра
Божественного
огня, которая долго может тлеть на дне его души. При известных
обстоятельствах эта
искра может вспыхнуть ярким пламенем и показать изумленному
народу всю силу и
величие человека, когда он вдруг сбрасывает с себя бренные одежды
эгоистического мира и
является во всем величии любви, правды и самоотвержения.
Слободские купцы
доказали это всей своей жизнью.
|
Назад
|
|
|