-
Твой иконный и строгий лик
-
По часовням висел в рязаняж.
-
С. ЕСЕНИН.
-
Воздадим должное
Женщине:
- Пушкин без Натальи Гончаровой
немыслим. Ян Райнис без Аспазии не
Райнис, Есенин без Августы
Миклашевской - не Есенин. И, не приемля ахматовскую
женскую ревность к подруге
поэта, возблагодарим зтих
женщин за тот клад, который
без них нам не достался -
бы, - Поэзию Любви.
В военные
годы актриса
А.А.
Миклашевская жила в
скромной клубной гримерной
в г. Слободском. Наверное,
это был очень трудный период
ее жизни. Но театр - он и в столице, и в провинции
театр, с талантами и поклонниками. И, может
быть, слободской врач
Эмилия
Ивановна ПЭМА - единственная,
кто, не претендуя на историческую
точность, призвав на помощь
свои детские воспоминания,
обложившись томами есенинских
стихов и воспоминаний о нем, может что-то
сказать об этой женщине,
В основе зтих воспоминаний
не научный поиск, а единственно
любовь русского интеллигента к поэзии, Поэту
и его музе...
Когда
я окончательно заболела Есениным, его
циклом «Любовь хулигана», его любовью,
тогда поняла,
ЧТО я много лет назад упустила. Ведь было рядом, рядом,
а я не верила, не приняла.
Я
к этой женщине, Августе Леонидовне
Миклашевской, единственно
no-настоящему
любимой С.А. Есениным, пришла
через упрямое детское
неприятие.
Я её не любила,
не признавала, ничего не хотела о ной
слышать... Это было в мои
проклятущие 13 лет, в военные годы,
когда только начала мало-мальски соображать.
Все тогда, в 1942 г., знали,
кто
такой Есенин: стихи писал,
по пьянке убил себя, его книжки никому
не нужны, запрещены, за них
можно угодить туда, куда никому не хочется. Но в каждой культурной семье в провинции в ходу были имена Надсона, Мережковского,
Соловьева, Бальмонта, и вопреки
всему всплывал Есенин с его
бесподобно красивыми стихами.
Он присутствовал в семьях, и
как прекрасно было петь «Письмо
к матери», особенно с мамой... В
50-х годах его стихи уже
можно
было читать вдоволь.
Я не просто его поклонница. Я
его люблю. Это мой
поэт. Читая все подряд, обратила внимание:
есть серия стихов особенно нежных,
чувственных, проникновенных
и... адресных. «Заметался
пожар голубой...», «Ты такая ж
простая, как все...», «Пускай ты
выпита другим...", "Дорогая
сядем рядом...», «Ты прохладой
меня не мучай...» и
еще, и еще...
Возвращалась назад, опять читала про клены, про кошек и собак,
мать, сестру, разных женщин - нет, это все не то. И снова:
«Первый раз я запел про любовь,
первый раз отрекаюсь скандалить».
Как это первый раз? Два раза был
женат, и еще как женат, весь мир наблюдал за его второй женитьбой - на
Айседоре Дункан, и вдруг в 23-м году запел первый раз про любовь,
и разлилось половодье нежности, грусти, сожалений.
«Расскажу, как текла былая наша жизнь, что былой не была...»
Мороз по коже...
Вот ее портрет,
но можно не смотреть, а только стихи
читать - он рисует ее словом,
любимую свою женщину. Это вам
не Васса Железнова, не «41-й».
«Августовской прохладой имя
твое звучит...» Единственная
среди всех, кто после смерти его
поспешил с воспоминаниями,
сказавшая: я ничего не сделала,
чтобы остановить.
В детстве мы смотрим
одними глазами, в зрелости - другими.
Годы ушли, и сейчас одолевает чувство вины перед собой за
все: маме мало тепла дала, мужу
много чего хорошего не сказала,
И вот - эта женщина, была
рядом, можно было потрогать,
наговориться, поглядеть в
глаза! Нет... И вот теперь она не дает мне покоя.
В 1942 г. в Слободской приехал
и расположился в клубе им.
Горького Кировский драмтеатр,
так как в Киров эвакуировался Ленинградский Большой драматический.
Августа Леонидовна
Миклашевская, актриса Московского
камерного театра, приехала с кировчанами. Я не знаю, с каких пор
была она в Вятке, как оказалась в театре, я не знаю о ее Жизни
здесь... Я знаю только, что в одной
из гримерных клуба жила она, вдохновившая Поэта России на
вечные его стихи.
Мы тогда говорили не «клуб»,
а «театр», потому что труппа приехала настоящая, артисты были
настоящие, афиши - настоящие.
Театр во время
спектаклей был забит
до предела, люди шли душу успокоить от войны.
Война и все, что было до нее,
не располагали к нежности, лирике.
Отцы на войне, в семьях еще
узелки со сменой белья и горстью
сухарей не распакованы, потому
что Колымой еще пахло. Ссыльных
в Слободском было очень много,
и девчонки, о которых пойдет
речь, тоже были дочерьми репрессированных.
Но они - звездочки, умницы,
самые пионерки из пионерок,
самые правильные.
Вот фотография. Три девочки,
нa обороте надпись: «Ася, Аня
и Таня. 12/III-42г. Г.
Слободской, у Мироненки. 6 класс. В тот день мы
запоздали на алгебру и получили
выговор от Анастасии Ивановны.
Ходили к А.Л.М. и повздорили
с Милей. Ничего особенного в
тот день не произошло, но все-таки в старости каждая мелочь
молодости покажется интересной».
13 лет! Это мне очень много
говорит. Имена - «театральные»
псевдонимы, влияние Миклашевской. Их
зовут Нина Бостанджьян (отец
репрессирован, ссыльная,
фанатичка театралка, стала профессиональной
актрисой, женой актера,
играла в театрах разных
городов, в том числе 15 лет - в
Кировском ТЮЗе); Верочка Новикова
(дочь расстрелянного коменданта
Кремля, «до Слободского»
начинала сниматься на «Мосфильме», в фильме
«Слон и веревочка с Фаиной.
Раневской и Р. Пляттом, училась
скакать через веревочку... но арестовали отца, и роль в фильме
сыграл другой ребенок, а она уже
никогда не могла преодолеть тавро
четырех роковых букв - ЧСВР -член
семьи врага народа); Галя Скрипина, грустная девочка, пела
в капелле Кировской филармонии,
пела в Костроме, Ульяновске,
Волгограде. «Ходили к "А.Л.М."
- к Августе Леонидовне
Миклашевской.
Они целый день пропадали за
кулисами театра. Они не просто
общались с Августой Леонидовной,
они были с ней близки, как
могут быть близки
восторженные девочки
с одинокой женщиной в чужом городе,
-
«Повздорили с Милей» - это я,
значит. И дальше: «В
старости каждая мелочь...»
Сейчас у меня
старость, и я стала вспоминать...
- Они приходили от нее в восторге,
рассказывали, какая она красивая и талантливая, как водила
их по театру, рассказывала о
нем.
-
Но когда они заявили, что она
- подруга Есенина!.. Ха, сказала я, из ревности, может
быть, у нас ведь был квартет, была
клятва, общая любовь к молодому учителю,
а потом общая разлюбовь. Но,
главное, это был 42-й год. Есенин был «контра». Я так и сказала:
«Ваш Есенин - контра, и подружка
его - контра. И какая она
подружка? Он дома своего не
имел, по гостиницам жил, и в
каждой у него было по подружке».
Вот так я это приняла. Только Есенина этим несчастным дочкам «врагов
народа» и не хватало!
-
Только что им мои опасения! Они: хвастались, как Миклашевская
учила их при помощи пластыря
менять черты лица. Чего только мы
не лепили, чтобы воспроизвести
эту науку дома, и хохотали над
собой. В их рассказах звучали имена
Таирова, Качалова, Мейерхольда.
-
И читала, читала она
им стихи С.А Есенина. Она писала, что после
смерти Есенина ее приглашали читать
его стихи, посвященные ей, в
концертах. Она отказывалась. А
этим пичугам она читала его стихи. Я
не слышала, меня там не было, но как, я думаю, это могло
звучать!
-
Она учила их читать.
Нина выучила
сцену «У фонтана» из «Мазепы» и в 13 лет читала: «Не как раба
желаний мелких мужа, наложница
случайная твоя, а как тебя достойная
супруга, наследница московского
престола...» В устах-то девчонки! Я ерничала. Раздавая на
большой перемене 50 г военного
хлеба. Нинин кусок я сопровождала:
«Тебе - не как рабе...»
-
0ни, надо думать, рассказывали ей
обо мне, о моем увлечении музыкой, потому что однажды
она переслала мне с ними ноты.
Ах, где теперь эти ноты Миклашевской?!
Баллада «Лесной царь» Шуберта. Я яро играла, Нина истошно
читала: «... к отцу, весь
издрогнув, малютка приник (по сей день помню слова баллады),
прижав его, греет и гладит старик...» Не зная мелодекламации,
мы «не спелись», и я в сердцах
бросила Нине: «Забирай свои
ноты. Пусть твоя Миклашевская сама играет и читает».
-
Помню ли я ее? Помню.
Она была хороша, хорошего роста,
имела царственную осанку, Я
смотрела ее в «Без вины
виноватые», когда мои семейные дела
были драматичны, и сюжет Островского
ложился на мои душу и мысли. Миклашевская-Кручинина довела меня
до потрясения, до слез горчайших и отчаяннейших.
Было ли потом с тех детских слез
у меня в театре сопереживание сильнее?! Она
играла бесподобно. Это - ее роль. Еще
в «Разломе»
Лавренева она играла Машу...
- ... Потом я до смерти хотела
с ней познакомиться, но гордость... Раз у меня ничего не вышло
с «Лесным царем», а вальсы Штрауса у меня хорошо получались, я
взяла вальсы, на них было написано «Миля Малых», и пошла к ней поиграть.
Одна. Для храбрости взяла с собой двух театральных
детей (папа, кажется, осветитель) - девочку Ласточку и
мальчика Франтика. Дома, то есть
в гримерной, ее не оказалось. Я
отдала ноты девочке, и мои вальсы
улетели вместе с Ласточкой.
-
Но вот я думаю: где она тогда была? Ходила ли незаметной по
нашему городу, привычному к эвакуированным, стояла ли в очереди
за хлебом? Ведь что-то готовила она для себя, чем-то грелась в холода,
стирала, кто-то ее видел, говорил с
ней. Она рассказывала девочкам
о сыне, была озабочена его судьбой, ничего о нем
не знала и была, наверное, очень
одинока в Слободском. И эти три воробышка ей душу отогревали,
пока она уводила
их в свой театральный мир.
-
... И все-таки наш Слободской
- особой судьбы город, над ним
перст Божий. Самые драгоценные
женщины - вдохновительницы коснулись его земли легкой
стопой. Наталья Гончарова-Пушкина-Ланская
(«огончарован»!). Августа
Миклашевская («Я б навеки нашел за тобой...»). Любимые
женщины великих российских Поэтов.
Самыми главными, самыми нежными и совершенными стихами
мы обязаны им.
-
-
И попомните меня: они, эти
женщины, мелькнули здесь с интервалом
в 100 лет; где-то в 2040-х годах приедет сюда еща
одна драгоценная женщина какого-то
российского народного любимца
и пройдет незаметной среди нас, как Наталья Николаевна и Августа
Леонидовна. До поры. До
времени...
-
Записала
-
Татьяна МЕЛЬНИКОВА,
собкор «Вятского Края». Газета "ВК"
5.10.95.