Все это,
без сомнения, занимательно,
но все это надо
прочесть...
В. Соллогуб.

Стефан Евзибиевич (Степан Евсеевич) Гриневский, отец писателя.

Архивные документы

Рапорт
Докладная записка
Свидетельство
Венчание
Табель оценок

Краткая биография


ЛЕПТА
ПАУСТОВСКОГО

ВЯТСКИЙ ПО ПРЕДКАМ И ГРИНУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Написать письмо

 

(NEW) Архивные документы. (Семейная хроника Гриневских)

ИЗ  СЛОВАРЯ   ВЯТСКОЙ   РОДОСЛОВНОЙ    А. ГРИНА

Поправка к биографии писателя А.С.Грина


  •     Истории завода, как и истории города, следует очищаться от разного рода легенд и досужих вымыслов, вносящих диссонанс в реальную картину прошлого. Одной из таких легенд следует назвать легенду о службе на пивном заводе И. В. Александрова Степана Евсеевича Гриневского, отца писателя Л. Грина. Легенда эта вышла из-под пера писателя по его детским впечатлениям от разговоров в семье, следовательно требовала самой серьезной проверки. Если же служба Гриневского на указанном заводе ни одним документом не подтвердилась, а в противовес легенде обнаружились свидетельства о службе Гриневского на пивном заводе не в г. Слободском, а в Сарапульском уезде, то их следовало ставить во главу угла биографии отца и сына Гриневских.
       Поэтому я еще раз воссоздал картину продвижения С. Е. Гриневского по служебной лестнице, подтвержденную документами ГАКО.
        Гриневский С. Е. прибыл в Вятку под надзор полиции из сибирской ссылки 9 июля I860 года. Три года он мается среди таких же, как сам, ссыльных, зарабатывая на жизнь то в фотомастерской Рытвинского, то в кондитерской Якубовского. Не секрет, что уже тогда в Вятке действовала группа поддержки ссыльных поляков, следствием работы которой явился переезд Гриневского в село Сосновское Сарапульского уезда, куда его вызвал Юзеф Косицкий - такой же ссыльный. Судя по донесению полицейского надзирателя, сообщавшего в Вятку, что Гриневский свободные вечера проводит в обществе Косицкого и заводовладельца Захара Попова, в Сосновке Гриневскому было обеспечено сносное существование. Очень похоже, что именно из завода в Сосновке вынес Гриневский впечатления "о татарах, которым он отпускал пиво". Эти воспоминания родителя и могли запечатлеться в памяти мальчика, а потом и попасть в записную книжку писателя А. Грина, как рассказы отца о жизни в Слободском.
        Надо полагать, что женитьба Гриневского в Сосновке не просто упрочила его положение, но и создала предпосылки на получение работы в Вятке. С женитьбой у него появились и родственные связи, позволившие ему, по приезде в Вятку, получить место письмоводителя в канцелярии смотрителя приютов и казенную земскую квартиру в домах близ губернской больницы.
         В 1878 году в больницу поместили найденного на ступенях собора подкидыша-младенца. И то, что чета Гриневских вызвалась взять девочку на воспитание, позволяет нам считать, что Гриневские продолжали жить в эту пору в домах при больнице.
         У нас нет достоверных данных о причине, побудившей Гриневских ехать в Слободской, но есть версия, что Анну Степановну, ждавшую ребенка, не устраивала перспектива рожать в известных ей стенах. Вполне вероятно, что больница в Слободском или кто-то из ее персонала казались ей привлекательнее, поэтому Степану Евссевичу пришлось просить отпуск и везти жену в Слободской.
          16 мая 1880 года полицейский надзиратель отметил их прибытие в Слободской, a 11 августа у них родился сын Александр, впоследствии перевоплотившийся в писателя А. Грина. Наверное, надо напомнить забывчивым краеведам, что первым, кто отыскал метрическую запись о рождении А. Гриневского, был автор этих строк. Из записи выяснилось, что крестным отцом А. Грина был Лев Онуфриев Миштовт - дворянин и опять же товарищ Гриневского по ссылке. В Слободском
     
       Миштовт вел торговлю вином, арендовал, а потом и откупил у мещанки Е. Н. Вычугжаниной старый дом на Шестаковской улице, значит, имел возможность приютить в этом доме семью Гриневских?
       Житейская логика, реалии человеческих связей дали мне возможность поставить под сомнение бытовавшую легенду и внести в биографию Грина важные уточнения. Однако мои выступления в печати с предположениями таких поправок кому-то не понравились. Нет, со мной не спорили, публикацией не опровергали, дискуссий не вели, но принять их за истину тоже не спешили. По сути, работу мою замалчивали, рассчитывая, что энергия моих разысканий сама собой истощится и сойдет на нет. Иными словами говоря, мои работы оставили рассеянными по газетным страницам, ведь газетные публикации легко проигнорировать, от них можно просто отмахнуться, как это сделала уважаемая Н.П.Изергина в своей книге "Литературная жизнь Вятки". В этой книге автор постаралась удержаться на старой позиции, утверждающей, что Гриневские в Слободском прожили три года. При этом мои аргументы, даже подкрепленные ссылками на документы, ею приняты были как частное мнение, с которым согласиться нельзя.
      Но как можно согласиться с постулатом уважаемого литературоведа, в котором упор делается на слово «вероятно»? Цитирую: "В общий стаж Гриневского не вошло более трех лет, вероятно, годы работы на пивоваренном заводе в Слободском". Вероятно, чувствуя слабость упомянутой фразы, автор выстраивает свою версию службы Гриневского в Вятке, но опирается при этом не на официальный протокольный документ, а на канцелярскую записку, на резолюцию канцеляриста: "В июле сего года исполнится 35 лет службы Гриневского в благотворительных заведениях...", по которой и высчитывает, что в стаж Гриневского не вошло более трех лет...
       Но разве можно было доверяться канцелярской записке, писанной для сиюминутного использования в той же канцелярии земства? Нельзя было не увидеть, что резолюция эта писалась со слов самого Гриневского - семидесятилетнего старца, впавшего в старческую немощь, но еще пытавшегося удержаться на службе. Очень похоже, что Гриневскому хотелось продержаться на службе до июля 1913 года, чтобы если выйти на пенсию, то уже с 40-летним стажем, а значит и с надбавкой к пенсионной службе. Однако он понимал, что если в своем заявлении об отпуске и пособии заявит о сорокалетии своей службы, всякий чиновник будет вправе поставить вопрос об увольнении его на пенсию и воспрепятствовать притязаниям старика на отпуск. Другое дело, когда в заявлении будет фигурировать цифра 35, тогда ни один чиновник не решится уволить старика, которому якобы осталось полгода до выхода на пенсию! Расчет Гриневского, как видим, оправдался, но жизненных сил у него на дальнейшее уже недоставало, однако умер он, как хотел, служащим земства, а не пенсионером, что позволило вдове его получать в земстве льготы на малолетних детей... Нам же, рассмотревшим данный документ через посредство не бумажной, а житейской логики, следует вернуться к публикации газеты "Кировская правда" от 16 сентября 1979 года, которую ни в коем случае замалчивать было нельзя, ибо она содержала основополагающую информацию для всех исследователей, ищущих истину, а не довольствующихся легендами.
          Информация заключалась в том, что губернское земство еще в 1903 году отметило тридцатилетие безупречной службы Гриневского и как награду юбиляру преподнесло две дюжины серебряных ложек, на каждой из которых была выгравирована монограмма юбиляра и дата юбилея 12 июля 1903 года. Когда бы уважаемые литературоведы и биографы А. Грина приняли эту дату, они бы сразу увидели, что известные и упомянутые в работе Изергиной даты 1875 - 1920 годы как нельзя лучше вписываются в послужной список Гриневского, ибо называют: в первой - начало службы его в канцелярии больницы, а во второй - тридцатипятилетие этой службы в больнице. А если и мои аргументы по поводу проживания семьи Гриневских в Слободском вписываются во все упомянутые мною даты, следовательно их и надо признать за истину, тем более, что она была подкреплена вещественным свидетельством - реликвией семьи Гриневских, привезенной на Вятку племянницей А. Грина - серебряной ложкой с выгравированной на ней монограммой и датой юбилея С. Е. Гриневского "12 июля 1903 г." Следовательно, 12 июля 1873 года и следует считать началом службы Гриневского в земстве, а 1 мая 1875 года он перешел в канцелярию больницы. Ложку эту племянница писателя Грина Лидия Анатольевна Парфенова через меня передала в дар будущему музею А. Грина в том же 1979 году. И я не понимаю, почему этот факт остался вне внимания общественности, вне внимания сотрудников музея? Неужели же и им, по каким-то хитрым соображениям, невыгодно утверждать в истории правду, отстаивать истину от разного рода легенд?
        Слава Богу, один сотрудник музея В. А. Любимов позволил себе сказать правду, когда своими разысканиями развенчал легенду о мемориальности  Дома-музея Грина в Кирове и легенду о шведе Лепехе, опубликовав статью "Вятские корни Грина"! Однако же, и его работы не получают должного звучания. Очевидно, что и в науке, и в культуре сильные мира сего ничего не имеют против исторической правды, но им хотелось бы, чтобы вся правда исходила от них, распространялась сверху вниз, а не наоборот... Что тут скажешь, маленькие слабости есть и у больших людей.      
         Поэтому я и призываю преодолеть всякие слабости  общими усилиями работников культуры, чтобы истины наши выявлялись в споре, а не в каких-то там склоках и тихих подсиживаниях... Право же, становится стыдно, когда, при наличии в городе музея Грина, при наличии общества краеведов, областная газета "Вятский край" может выпустить в свет байку о том, что писатель А. Грин в 1914 году служил в Мурашах банщиком! Дело не в досадной ошибке, дело в том, что в газете не нашлось сотрудника, способного заметить эту нелепость! Так мы знаем своих именитых земляков!.. И происходит это не потому ли, что мы сами запутали читателей противоречивостью сведений, смешиванием правды и вымыслов? Не пора ли нам биографию Грина приводить к общему знаменателю, хотя бы и ценой отказа от ошибочных, но "авторитетных" мнений?..
        И если городу Кирову угодно жить в противоречиях с истиной, то город Слободской надо освободить от неправды, да и бывшим заводам Александрова достаточно своей заслуженной славы и того, что писатель Грин не был равнодушен к их продукции. А для большей убедительности сказанного можно привести пример со службой на заводе другого поляка, земляка С. Гриневсого, но не дворянина, а крестьянина Виленской губернии Иосифа Антоновича Ивашкевича. И служил он отнюдь не помощником управляющего, а всего лишь мельником, о чем есть соответствующие записи в заводских книгах, да и в списках домовладельцев города Слободского, поскольку Ивашкевич являлся владельцем двух деревянных домов, оценивавшихся в 424 рубля. Очень похоже на то, что Ивашкевич и наследовал дома Миштовта, по крайней мере адрес расположения одного из домов его на Шестаковской улице совпадает с упомянутым выше адресом Миштовта.

    А. Рева  "Сборник материалов научно практической конференции." г.Слободской 1995 г.


      Назад


    | Главная | Встречи | Новости  |  Гостиная  |  Читальный зал  | Архив  | Авторы 
    | Ссылки  |

    © Copyright  2005-2006. Все права защищены. г.Слободской,Кировская область. Библиотека им А.Грина.  


    "Джесси и Моргиана"

    Ксения Турпанова 

    "Недотрога"

     

    Воспоминания   о
    "Бегущей по волнам"
    Дни А.С. Грина в
    г. Слободском  (2002 г.)
     

    Сочинение.  А. Грин
     "Алые паруса"

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Сайт управляется системой uCoz